"Сенсация" переходного периода

Некоторые информационные агентства распространили сообщение о якобы массовых "отпусках простоя" на Минском заводе колесных тягачей.
Некоторые информационные агентства распространили сообщение о якобы массовых "отпусках простоя" на Минском заводе колесных тягачей. Этот факт уже вызвал всевозможные толкования.

А что на деле?

Вторую неделю Минский завод колесных тягачей работает в одну смену. С 12 марта 800 работников 5-тысячного коллектива отправлены в вынужденные отпуска с сохранением двух третей заработка. И в течение года, по словам заместителя директора по экономике Сергея Скомороха, планируется сократить 250 человек.

Хандру предприятия, входящего в десятку крупнейших экспортеров страны, вызвало стечение неблагоприятных экономических обстоятельств нашего переходного времени. Многие поставщики резко подняли цены на материалы и комплектующие. Такова, увы, оборотная сторона резкого введения единого курса белорусского рубля. Ускоренная девальвация его вздыбила цены на импорт, в особенности на энергоносители. А тут еще остановилась бобруйская "Белшина", неритмично работает Ярославский моторный... Поставки комплектующих нарушаются. Одновременно с началом года заканчивается конверсионная льгота, предоставленная по указу Президента и позволявшая не отчислять в бюджет налоги с выручки за экспорт. Это был серьезный источник пополнения оборотных средств.

Каждый год в течение льготного периода МЗКТ увеличивал производство на 16 процентов. Экспорт вырос более чем в полтора раза. Однако в таких же пропорциях нарастить оборотные средства в нынешних условиях нереально, восполнять дефицит приходится за счет кредитов. Но если в 1996 году валютный кредит стоил 14 процентов годовых, то теперь чуть ли не вдвое дороже. По словам Сергея Скомороха, налоги, издержки прежней политики двойного курса рубля и проценты по банковским кредитам изымали 36 копеек с каждого рубля выручки, что в конце концов изрядно подточило средства к существованию.

Две трети продукции завод продает на мировом рынке. Цены там диктует заказчик. Вот и приходится в условиях перманентного подорожания комплектующих сокращать затраты. Ибо рентабельность на МЗКТ уже ниже отраслевой и продолжает падать. Мартовские вынужденные отпуска позволили, например, на треть сократить фонд оплаты труда. Но производство не сворачивается, "в отпуск" отправлен в основном вспомогательный персонал.

В Минпроме ситуация на МЗКТ не вызывает беспокойства. По словам заместителя начальника управления машиностроения и металлургии министерства Александра Савицкого, предприятие работает стабильно. Средняя зарплата составляет 130 тысяч рублей. И даже с учетом простоев здесь ожидается рост выпуска товарной продукции за первый квартал на 6 процентов. Генеральный директор МЗКТ находится в зарубежной командировке для согласования плана поставок комплектующих. По оперативной информации, переговоры прошли успешно.

На фоне общереспубликанской ситуации использования рабочего времени, как сказал начальник управления кадров Минпрома Николай Барцевич, МЗКТ стоит особняком. Ведь это мелкосерийное специфическое производство. На предприятиях же с массовым и крупносерийным производством наблюдается рост загрузки и потери рабочего времени в 2000 году по сравнению с 1999-м сократились почти вдвое, составив лишь 1,9 процента к фонду отработанного времени.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter