Интервью с футболистом Сергеем Алейниковым

Сеньор Алейников

Каждый приезд Сергея Алейникова сродни тайне за семью печатями. Но я все-таки его нашел, и мы встретились.
Он в Минске гость нечастый. Да и каждый приезд Сергея Алейникова сродни тайне за семью печатями. Но я все-таки его нашел, и мы встретились.


Фото Александра КУЛЕВСКОГО

— Сергей Евгеньевич, какие дела привели вас в Минск?

— Сугубо личные, никак не связанные с футболом. Решаю семейные вопросы.

— Может, успели побывать на футболе?

— К сожалению, только посмотрел несколько матчей по телевизору. И то фрагментарно. На стадион не выбирался.

— Борисовский БАТЭ несется к своему десятому чемпионскому титулу подряд. Ваше отношение к чемпионату, где доминирует один клуб?


— Однозначной оценки в этом вопросе нет. С одной стороны, есть лидер, к которому должны стремиться, на которого должны все равняться. Это здорово. Но с другой стороны, никто не может БАТЭ составить конкуренцию. И вряд ли уровень от этого растет. Это плохо. Так что правда где-то посередине. А вообще, этот вопрос из разряда “кому что нравится”. В Испании, к примеру, есть два лидера — “Реал” и “Барселона”. Появляются команды-выскочки, как “Депортиво”, “Валенсия” или “Севилья”. Но это лет на пять. А “Барса” и “Реал” остаются навсегда. Хотя для Беларуси было бы лучше, если бы была настоящая борьба. А так мы каждый год знаем после пяти-шести туров, что чемпион уже известен.

— В последний раз мы с вами встречались в Минске в 2007 году. На тот момент вы работали в итальянском “Красе”. Потом покинули клуб в 2008-м и вернулись в него лишь спустя 4 года. Чем занимались?


— Я редко бываю без работы. Сотрудничал с ФИФА и УЕФА, помогал детским командам. Где есть футбол, там есть я.

— Расскажите о сотрудничестве с такими могущественными организациями, как ФИФА и УЕФА?

— В европейской организации работал послом. Ездил на разные конференции и семинары, где футбольные люди обменивались опытом. В ФИФА все более серьезно. Намного интереснее, продуктивнее и эффективнее. Выезжаю в командировки, как правило, минимум на неделю. Провожу теоретические и практические семинары для тренеров.

— Неплохой опыт...

— Встречаешься с отличными специалистами, с известными мировыми тренерами. Такое общение — это монетка в твою копилку. Потихоньку происходит мое продвижение вперед. С кем встречался? Последним, с кем плотно общался, был Марчелло Липпи.

— С Мишелем Платини часто общаетесь, все-таки провели многие годы в “Ювентусе”, хотя и в разное время?


— Если его изберут в ФИФА президентом, думаю, что общаться будем чаще. А вообще, не могу сказать, что мы друзья. Дружба подразумевает частое общение, совместное решение какихлибо вопросов. А так — мы просто хорошие знакомые.

— Помимо серьезных организаций, в вашей жизни недавно был также довольно авантюрный проект — литовский клуб “Дайнава” из города Алитус...


— Это единственный город, где живут настоящие футбольные болельщики.

— Что вы вкладываете в это понятие?

— Люди всегда поддерживают команду, несмотря на результаты.

— И много таких было?


— Была группа людей, которая ездила на все гостевые матчи. До последнего команду поддерживали. Но даже они, когда поняли, что “Дайнава” всего лишь мыльный пузырь, отвернулись от клуба.

— Этот клуб ведь купил итальянский бизнесмен?

— Не бизнесмен, а аферист. Он купил команду и хотел делать какие-то околофутбольные дела. Но его взяли на контроль правоохранительные органы. В итоге ничего не вышло. А я, согласившись возглавить “Дайнаву”, влип в очередную авантюру.


Сергей Алейников в матче чемпионата мира — 1986 между сборными СССР и Бельгии.

— Предыдущие команды также были авантюрой? Я про российское “Торпедо-Металлург”.

— Скорее, я оказался не в то время и не в том месте. Мы должны были строить команду с нуля. Но опять — промах.

— У вас двое сыновей — Артем и Артур. Как у них дела?

— Артему 28 лет. Артуру — 24. Старший пошел своей дорогой — работает в известной дизайнерской фирме Giugiaro. Совместное итальянско-немецкое предприятие. Находится в Турине. Занимаются разработкой дизайна автомобилей, бутылок и всего на свете. Младший учится также в Турине в университете и играет за полупрофессиональную команду. Артур мог бы играть на профессиональном уровне, но упустил тот момент, когда надо было делать шаги в этом направлении. Играл за “Новару”. Повел себя по-разгильдяйски. Думал, что все будет хорошо, легко и просто. Оказалось, что легко и просто можно только пролететь мимо кассы.

— Вам легко с ними общаться?

— Очень легко, так как они находятся далеко... От моего Лечче до Турина около тысячи километров. Все общение происходит по телефону и скайпу. Привет, как дела, все хорошо, всем привет. Вот и вся беседа.

— Чисто европейский подход.


— А чего мне их воспитывать? Они взрослые люди. Могу подсказать и направить куда-то, но все вопросы и проблемы должны решать сами. У меня самый отличный возраст. Дети выросли и уехали в другой город, внуков пока нет. Все свободны, никто никого не нагружает. Вторая молодость.

— Может, открыли для себя новые увлечения?

— А что я могу открыть нового? Море отличное, еда в Италии вкусная — все здорово. Правда, в последнее время стал больше играть в футбол. За команду “Легенды Ювентуса”. Совсем недавно в клубе стали больше времени уделять бренду “Ювентус”. Пришли серьезные маркетологи. Плюс грамотный президент. Вот и создали команду ветеранов кому за 50 лет. Ездим по всему миру, рекламируем бренд. Недавно были в Японии. В Италии провели матч против аргентинского “Бока Хуниорс”. Скоро поедем с ответным визитом в Аргентину. Открылось второе дыхание. Приятно, что нас помнят. К примеру, на любом матче “Юве” я желанный гость. Меня специально приглашали на некоторые игры. Официально звали и на открытие музея.

— Давайте поговорим о нашей сборной. Как вам команда в исполнении Александра Хацкевича?

— От перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Посмотрим на сборную в отборе на чемпионат мира — 2018. Шансы есть всегда. Но они, скорее, теоретические. А вообще я скажу, что роста команды не будет, пока игроки не будут выступать в сильных чемпионатах.

— Почему белорусские футболисты никого не интересуют?


— Думаю, что многие и сами никуда не стремятся. Никто в Европе им не даст таких зарплат, как в России и Беларуси. Да и уровень наших ребят не подходит для топ-команд. Нам бы три-четыре игрока в чемпионатах Испании, Италии или Германии — Хацкевичу было бы гораздо проще.

— Но ведь в испанской “Малаге” числится Егор Филипенко, а во французском “Метце” — Сергей Кривец.

— Ситуация с этими ребятами абсолютно непонятная. Игроки ведь для Беларуси хорошие. Клубы покупают их за немаленькие деньги, а затем держат на скамейке. Странное решение. Причем не дают им ни малейшего шанса. Но футболистам надо быть готовыми к тому единственному шансу, который обязательно представится. Надо забыть прошлое. Молодежь должна из года в год доказывать свой уровень. В мое время было проще. Разрешалось в команде держать троих иностранцев. Клубы брали тех футболистов, кто будет наверняка играть. Держать на лавке — расточительно.

— Оценивая шансы на попадание на чемпионат мира — 2018, наш лидер Александр Глеб сказал, что шансов нет никаких. Правильно так говорить?


— Если он так говорит, значит, в этом отборочном цикле участия принимать не собирается. Иначе смысл ему играть, если все равно шансов нет никаких? Это мое предположение. Кстати, а чем занимается сейчас Георгий Кондратьев?

— Безработный. Ходит на футбол. Последний раз виделись на мини-футбольном матче Беларусь — Чехия. Его-то фактически выкинули из футбольного сообщества...

— Разбрасываться такими кадрами — непростительно. Кому-кому, а Жоре могли бы найти должность в федерации футбола, например. Человек с молодежной сборной выиграл бронзовые медали чемпионата Европы, вывел команду на Олимпиаду!

— Что вас в последнее время удивляет в футболе? Насколько знаю, вы смотрели матчи минского “Динамо” в Лиге Европы. Что скажете?

— А что сказать, чтобы не обидеть? Мне вот что непонятно. Я уехал в Италию в 28 лет. Я считаю, что мне очень повезло. Сейчас у молодых есть возможность уехать гораздо раньше. Но все пацаны довольствуются малым. Всегда в пример привожу отличного нападающего Джанлуку Виалли. Он из хорошей и богатой семьи. Заключил свой первый контракт с “Сампдорией”. Играл на ведущих ролях. Чего дальше напрягаться? Все ж хорошо — жизнь удалась. Но он пахал, чтобы добиться большего. Через год стал игроком сборной Италии. Затем перешел в “Ювентус”, позже — в “Челси”. И каждый раз его контракт рос. Джанлука при этом постоянно хотел расти и добиваться большего. А наши футболисты ничего не хотят. Где те исполнители, кто играл на Олимпиаде за сборную Беларуси? Где они все?

— Вы работали в академиях “Ювентуса” и “Лечче”. В чем разница подготовки детей в Италии и Беларуси?

— Я же не работал в Беларуси. Главная задача в Италии — вырастить футболиста. Это техника и психология. Ребята должны быть подготовлены к большому футболу. В Беларуси же, насколько я знаю, больше акцент делают на беготню. А ведь ребенка можно физически развить и научить бегать и после 16 лет.

— А могли бы вы организовать курсы наших детских тренеров в “Ювентусе”?

— Никто никогда не обращался. Но я всегда готов помочь.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter