Семгу в Дании добыли? Так на чем ее «приплыли»?

Известный у нас в Беларуси производитель продуктов из рыбы —общество с дополнительной ответственностью «Виталюр» в марте 2005 года ввезло на таможенную территорию нашей страны деликатесный товар...

Известный у нас в Беларуси производитель продуктов из рыбы —общество с дополнительной ответственностью «Виталюр» в марте 2005 года ввезло на таможенную территорию нашей страны деликатесный товар. Конкретно – фарш семги свежемороженый. 9900 килограммов. По цене 0,9 евро за 1 килограмм.

Минская региональная таможня заявленную декларантом таможенную стоимость товара не приняла. Ее работники сделали отметку о том, что представленные декларантом сведения являются недостаточными для подтверждения заявленной таможенной стоимости (отсутствовали прайс-лист и товарно-транспортные документы, по которым груз был доставлен из Королевства Дания в Литовскую Республику). 

ОДО «Виталюр» обжаловало действия таможни в ГТК. Он оставил жалобу без удовлетворения. Тогда представители общества с дополнительной ответственностью обратились в Хозяйственный суд Минской  области с заявлением, в котором просили признать незаконными и необоснованными действия Минской региональной таможни. 

Соответствующее законодательство содержит перечень методов определения таможенной стоимости и последовательность их применения. Контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляет таможенный орган, который принимает решение о правильности выбора и применения метода определения таможенной стоимости товара, определения величины и структуры заявленной таможенной стоимости, то есть действия таможни отсебятиной не являлись. Декларант указал в графах таможенной декларации страной отправления товара Королевство Дания, представив  при этом таможенному органу документы, подтверждающие отгрузку фарша только с территории Литвы. Поэтому декларанту предложили представить дополнительные документы, в том числе и подтверждающие, кто является производителем товара, маршрут его перевозки, отражающие стороны сделки и стоимость доставки фарша семги из Дании в г. Клайпеду, а также факт и стоимость перегрузки этой  продукции. А во избежание задержки таможенного оформления — заявить товар в режиме выпуска в свободное обращение с внесением полной суммы таможенных платежей, исходя из условной таможенной оценки в размере 2,5 доллара за 1 килограмм фарша. 

Представители ОДО «Виталюр» на следующий день после такого предложения приняли его, обязавшись в срок11 июня 2005 года предоставить затребованные таможней дополнительные документы. Однако к установленному сроку декларант документы не представил. Таможней условная (временная) таможенная оценка товара была признана окончательной, о чем руководителей «Виталюра» уведомили письмом. 

Суд установил, что метод определения таможенной стоимости спорной партии товара по цене сделки был выбран самим обществом с дополнительной ответственностью. Закон «О таможенном тарифе» требует, что к цене сделки должны быть добавлены в том числе и расходы по погрузке, разгрузке, перегрузке и перевалке товара. 

Согласно ИНКОТЕРМС (свод правил по толкованию международных торговых терминов) в редакции 2000 года условие FCA (в спорном случае — FCA, г. Клайпеда) означает, что продавец доставит товар до названного места. При этом выбор места поставки (в спорном случае это г. Клайпеда) повлияет на обязательства по погрузке и разгрузке в данном месте. Если поставка осуществляется в помещении продавца, то последний несет ответственность за отгрузку. В случае, если названное франко-место поставки находится за пределами помещения продавца (что характерно для нашего спорного случая), произведенная на условиях FCA поставка считается выполненной, когда неотгруженный с транспортного средства продавца (на сей раз  датской компании «NORLAX») товар предоставлен в распоряжение перевозчика или другого лица, указанного покупателем или избранного продавцом. 

В судебном заседании представитель ОДО «Виталюр» заявила, что ее фирма не располагает данными о том, в чьем ведении находится склад в Клайпеде, на котором производились получение и погрузка товара в транспортное средство для доставки в Республику Беларусь, а также сведениями о том, кем и за чей счет производится перегрузка с транспортного средства продавца. Между тем согласно действовавшему в то время Положению о порядке и условиях заявления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь,  декларант несет обязанность по предоставлению таможенному органу прайс-листа производителя и соответствующих документов. В том числе подтверждающих факт того, что товар был отправлен продавцом из Королевства Дания транзитом через Клайпеду, то есть в страну отправления поступил из стран Евросоюза. В соответствии с белорусским законодательством необходимость предоставления таких документов определяет таможенный орган, а не продавец товара, как пытались сделать в данном случае. Поэтому Хозяйственный суд Минской области отказал ОДО «Виталюр» в удовлетворении требований о признании действий Минской региональной таможни незаконными. Это решение вступило в законную силу. 

Думается, эта история должна послужить наглядным уроком и для других субъектов хозяйствования, в первую очередь тех, кто осуществляет зарубежные поставки  сырья и товаров, импортирует их из ближних и дальних стран. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter