Три причины сходить на новый спектакль Николая Пинигина «Толерантность»

Семейный зверинец

Не прошло и дня после последней (аншлаговой!) премьеры в Купаловском театре — нашумевшего гоголевского «Ревизора», как худрук и главный режиссер Николай Пинигин приступил к репетициям очередной новинки. Вчера вечером увесистый список самых «раскупаемых» спектаклей этого сезона пополнила его новая работа «Толерантность» — французская семейная драма об истинных и мнимых проблемах современного общества. Постановка, уверены театралы со стажем, просто обречена на успех: ведь что может быть интереснее подслушанных разговоров, семейных сцен, подсмотренных жизней? Корреспонденты «СБ» в свою очередь приглашают всех к билетным кассам и приводят еще три причины скоротать ближайший премьерный вечер в уютном зале старейшего театра страны. «Толерантность» — это...

...вторая попытка познакомиться с творчеством одного из самых популярных европейских драматургов XXI века

К литературному наследию Ясмины Реза — известному французскому драматургу ирано–венгерского происхождения — Николай Пинигин уже обращался. Причем дважды. Ее интеллектуальный «Арт» с успехом шел в Минске сначала в 1990–х, затем к этой же истории режиссер вернулся три года назад. И вот — новый театральный эксперимент с уже знакомым минчанам автором. К слову, в оригинале пьеса, написанная Реза в 2006 году, называется «Бог резни», однако худрук Купаловского посчитал это называние неоднозначным:

— Люди подумают: «Опять про войну», настолько у нас еще не ушло ощущение от трагических событий прошлого. И не захотят смотреть. Убийства, смерти — им этого хватает в телевизоре. Несколько лет назад у нас была такая же ситуация с постановкой по пьесам Марка Мермана, в оригинале работа называлась «Вторая мировая». Там прекрасные песни, но со временем люди перестали ходить — опять про войну. Тогда мы изменили название на «Вельтмайстер–аккордеон» и все стало нормально.

Что касается нового названия... В 2006 году в Европе еще не было такой проблемы с мигрантами, как сейчас. Пьеса была написана до событий, связанных с конфликтами переселенцев из арабских стран в Европу. Я расширил ее финал — в квартире появились мигранты. Для меня в слове «толерантность» есть некая ирония. Европейская толерантность — это когда террористы давят тебя машинами на площадях, а ты их принимаешь, принимаешь и принимаешь... Толерантность — это когда мы договорились быть толерантными и в этом процессе участвуют все.

фото Виталия Пивоварчика

...возможность увидеть нашу жизнь с другой стороны

Сюжет, с одной стороны, незатейливый: родители поссорившихся подростков встречаются, чтобы выяснить отношения и тем самым расставить точки над «i». Две семейные пары, совершенно разные по менталитету, воспитанию, мировосприятию, но похожие друг на друга и на любого из зрителей своими проблемами: одиночеством, необходимостью постоянно приспосабливаться, носить социальные маски. Внешне они — «толерантные» и «политкорректные» европейцы, которым в общем-то нет дела ни до кого, кроме себя любимых. Публика смотрит на героев Евгении Кульбачной, Светланы Аникей, Александра Зеленко и Сергея Чуба как в зеркало: все персонажи Реза очень узнаваемы. Николай Пинигин резюмирует:

— Одна пара — высший класс, другая попроще. Через их конфликт выявляется, что люди на самом–то деле не любят никого, кроме себя, — и это самое главное в пьесе. Они устали друг от друга, не знают своих детей, чем и как они живут. Мама его по музеям водит, оплачивает уроки игры на фортепиано — а у него банда. Наш спектакль о нелюбви. О том, что люди очень много работают и занимаются всем чем угодно: пишут книги про Африку, заседают в Гааге, а внутри все равно — нелюбовь и пустота.

Апокалипсис семейного масштаба в «Толерантности» разыграют два актерских состава. На фото — Светлана Аникей и Александр Зеленко.
фото Александра Кушнера

...вкус к визуальным эффектам и сценографии

Над сценографией «Толерантности» трудился Руслан Вашкевич — художник хоть и не театральный, но тонко чувствующий специфику доверенного ему поля работы. Уровень своего мастерства один из самых известных художников–концептуалистов нашей страны продемонстрировал еще в прошлом году, оформив пинигинскую же «Школу налогоплательщиков». Над костюмами героев традиционно работала Алена Игруша — главный специалист по театральной магии и известный мастер создания того визуального мира и образов, в которых будут жить персонажи на сцене. А вот наделавшая шума афиша — дело рук и ума молодого дизайнера Екатерины Симонович:

— Для меня «Толерантность» — это о том, что, какими бы цивилизованными ни казались герои снаружи, глубоко внутри они остались все теми же первобытными людьми. Как мирная беседа в итоге превращается в зверинец — об этом наша афиша.

НЕ ПРОПУСТИТЕ

Ближайшие показы «Толерантности» — 4 и 29 мая. Рекомендуем запастись квитками заранее, иначе они осядут в карманах более ретивых и расторопных.

И обратите внимание на еще одну горячую майскую премьеру. 16 мая актер Роман Подоляко готовится представить свое «Радзiва Прудок» — популярные дауншифтерские заметки бывшего дворника Купаловского театра Андруся Горвата.

leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter