Семейный альбом

Нынешние Радзивиллы — уже не властелины судеб многих тысяч людей, каковыми они предстают в исторических хрониках...

Когда Мацей Радзивилл впервые приехал в Несвиж, уборщица санатория, располагавшегося в замке, выпроводила потомка благородного семейства из фамильного владения при помощи швабры. Было это в 1988 году. Пан Мацей стал первым Радзивиллом, появившимся в Беларуси после 1939 года. Нелегально. «Я тогда официально приехал в Советский Союз, а Несвиж посетил тайно», — рассказал мне князь в минувшую пятницу во время очередного визита в страну предков. Теперь потомкам бывших белорусских магнатов воздаются все почести — официально, на государственном уровне. На днях Министерство информации совместно с Национальной библиотекой и издательством «Белорусская энциклопедия имени Петруся Бровки» сделали Радзивиллам щедрый подарок. Это издание семейного альбома княжеского семейства, хранившегося в Национальном историческом архиве. 7 килограммов весит фолиант. Пан Мацей вместе со своим родственником Миколаем Константином II Радзивиллом прибыл в Минск, чтобы участвовать в презентации книги.


Несмотря на то, что когда–то князья владели латифундиями в Литве, Польше, Украине, именно Беларусь они считают своей первой родиной. И живя сейчас в Польше, на вопрос о том, кто вы по национальности, отвечают: «Мы — тутэйшыя». Однако еще трудно свыкнуться с мыслью, что Радзивиллы — это не легенда, не история, а реальные люди, живущие рядом с нами.


Я рассказывал знакомым о визите князей, о том, что общался с ними с глазу на глаз, и многие не верили: «А с детьми лейтенанта Шмидта не встречался? Они тебе паспорт показывали?»


Нынешние Радзивиллы — уже не властелины судеб многих тысяч людей, каковыми они предстают в исторических хрониках. Мацей, потомок в 14–м колене Радзивилла Сиротки, основателя Несвижских замка и костела Божьего тела, по образованию философ и финансист. Работает исполнительным директором одной из варшавских компаний по строительству железных дорог. Миколай Константин II — медик, бывший президент Верховного медицинского совета Польши, а теперь — руководитель комитета «Европейские врачи».


Инициатор издания семейного альбома Радзивиллов — искусствовед Ольга Баженова. В издании представлены портреты 165 известных и рядовых представителей великого семейства. Ученым удалось сделать новые открытия. Так, до сих пор автором гравюр считался Гирш Лейбович — придворный несвижский художник. Но выяснилось, что он работал не один, а вместе с коллегами Володько и Лейзером.


Татьяна Белова, директор «Белорусской энциклопедии», вместе с коллегами готовит новый проект — энциклопедию «Радзивиллы». Она уверена в успехе начинания: «Идея не витает в небесах, у нее есть государственная поддержка». Пан Мацей не скрывает своего удивления: «Еще вчера меня выгоняли шваброй, а сегодня столько людей в Беларуси занимаются историей нашей семьи! Мы благодарны всем, кому это небезразлично. А каждый визит в Несвиж, Беларусь для меня это не просто поездки на родину предков, а паломничество».


Директор Национальной библиотеки Роман Мотульский напомнил, что при посредничестве и финансовой помощи ЮНЕСКО Беларусь вместе с еще пятью странами восстанавливает в электронном виде библиотеку Радзивиллов, хранившуюся до конца XVIII века в Несвиже. 24 тысячи томов оцифровываются и через несколько лет станут доступны интеллектуалам всего мира.


Радзивиллы, в свою очередь, собирают экспонаты для возрожденного Несвижского замка. Мацей Радзивилл, однако, сразу оговаривается: «Мы не многим теперь обладаем. Ведь практически все свое имущество потеряли в 1939 году. А то, что сейчас имеем, готовы передать Беларуси, если на то будет согласие польского государства. Исторические предметы можно вывезти за границу только после специального разрешения».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter