Семейный альбом

Нынешние Радзивиллы — уже не властелины судеб многих тысяч людей, каковыми они предстают в исторических хрониках...

Когда Мацей Радзивилл впервые приехал в Несвиж, уборщица санатория, располагавшегося в замке, выпроводила потомка благородного семейства из фамильного владения при помощи швабры. Было это в 1988 году. Пан Мацей стал первым Радзивиллом, появившимся в Беларуси после 1939 года. Нелегально. «Я тогда официально приехал в Советский Союз, а Несвиж посетил тайно», — рассказал мне князь в минувшую пятницу во время очередного визита в страну предков. Теперь потомкам бывших белорусских магнатов воздаются все почести — официально, на государственном уровне. На днях Министерство информации совместно с Национальной библиотекой и издательством «Белорусская энциклопедия имени Петруся Бровки» сделали Радзивиллам щедрый подарок. Это издание семейного альбома княжеского семейства, хранившегося в Национальном историческом архиве. 7 килограммов весит фолиант. Пан Мацей вместе со своим родственником Миколаем Константином II Радзивиллом прибыл в Минск, чтобы участвовать в презентации книги.


Несмотря на то, что когда–то князья владели латифундиями в Литве, Польше, Украине, именно Беларусь они считают своей первой родиной. И живя сейчас в Польше, на вопрос о том, кто вы по национальности, отвечают: «Мы — тутэйшыя». Однако еще трудно свыкнуться с мыслью, что Радзивиллы — это не легенда, не история, а реальные люди, живущие рядом с нами.


Я рассказывал знакомым о визите князей, о том, что общался с ними с глазу на глаз, и многие не верили: «А с детьми лейтенанта Шмидта не встречался? Они тебе паспорт показывали?»


Нынешние Радзивиллы — уже не властелины судеб многих тысяч людей, каковыми они предстают в исторических хрониках. Мацей, потомок в 14–м колене Радзивилла Сиротки, основателя Несвижских замка и костела Божьего тела, по образованию философ и финансист. Работает исполнительным директором одной из варшавских компаний по строительству железных дорог. Миколай Константин II — медик, бывший президент Верховного медицинского совета Польши, а теперь — руководитель комитета «Европейские врачи».


Инициатор издания семейного альбома Радзивиллов — искусствовед Ольга Баженова. В издании представлены портреты 165 известных и рядовых представителей великого семейства. Ученым удалось сделать новые открытия. Так, до сих пор автором гравюр считался Гирш Лейбович — придворный несвижский художник. Но выяснилось, что он работал не один, а вместе с коллегами Володько и Лейзером.


Татьяна Белова, директор «Белорусской энциклопедии», вместе с коллегами готовит новый проект — энциклопедию «Радзивиллы». Она уверена в успехе начинания: «Идея не витает в небесах, у нее есть государственная поддержка». Пан Мацей не скрывает своего удивления: «Еще вчера меня выгоняли шваброй, а сегодня столько людей в Беларуси занимаются историей нашей семьи! Мы благодарны всем, кому это небезразлично. А каждый визит в Несвиж, Беларусь для меня это не просто поездки на родину предков, а паломничество».


Директор Национальной библиотеки Роман Мотульский напомнил, что при посредничестве и финансовой помощи ЮНЕСКО Беларусь вместе с еще пятью странами восстанавливает в электронном виде библиотеку Радзивиллов, хранившуюся до конца XVIII века в Несвиже. 24 тысячи томов оцифровываются и через несколько лет станут доступны интеллектуалам всего мира.


Радзивиллы, в свою очередь, собирают экспонаты для возрожденного Несвижского замка. Мацей Радзивилл, однако, сразу оговаривается: «Мы не многим теперь обладаем. Ведь практически все свое имущество потеряли в 1939 году. А то, что сейчас имеем, готовы передать Беларуси, если на то будет согласие польского государства. Исторические предметы можно вывезти за границу только после специального разрешения».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Бобруйчанин
На сайте одного из архивов Польши выложены фотографии интерьеров Несвижского замка 1930-х годов. Роскошь и древность, сочетаются, с удобством и комфортностью. Шикарно, наверное, было жить в том замке.<br /> <br />
Недавно посещал замок в Мире, и разговорился с гостями из Москвы, которые решили посетить одну из жемчужин белорусской средневековой архитектуры. "А почему нас не пускают туда, где красивые двери и окна", - спросил меня один из гостей. "А потому, что там, кроме голых стен, ничего нет", - ответил я, и наверное впервые для себя в полной мере ощутил горечь утраты того национального богатства, нацыянальнай спадчыны, которая была в замках Несвижа и Мира. То, что творилось в сентябре 1939 -го трудно передать. А теперь вот по крупицам собираем то, что не просто не сумели сохранить, но над чем пытались сами же надругаться. Эх, надеюсь хоть из этого урока истории мы сделаем правильные выводы.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?
Новости
Все новости