Семейное дело

Он и она

Он и она


Многие семьи взяли моду отдыхать раздельно. Муж и жена вместе идут в отпуск и... разъезжаются в разные стороны. «Все это заморочки для городских, — улыбается директор Калиновского сельского Дома культуры в Дубровенском районе Антонина Морозова. — В деревне, если у тебя подсобное хозяйство, в принципе отдыхать некогда. К тому же третий год кряду я специально беру отпуск во время уборочной и сажусь на комбайн — помощницей мужа».


Когда я приехал в производственный сельскохозяйственный кооператив «Колхоз Боброво», где трудится этот семейный тандем, там уже убрали более 60 процентов зерновых. Пока поле подсыхало после прошедшего накануне дождя, муж Морозовой, Сергей Федоров, на мехдворе менял подборщик на жатку, смазывал свой КЗС–10К. Улучив минутку, беседую с помощником комбайнера.


— Я рано осталась без родителей, поэтому работать приходилось много, — вспоминает Антонина Яковлевна. — Была пионервожатой, завмагом, подрабатывала в котельной, на току. Когда попросили помочь в сельском Доме культуры в Калиновке, согласилась. Я ведь всегда любила фольклор, в школьном драмкружке играла. Втянулась в новую работу, заочно окончила Витебское училище искусств и вот уже 10 лет как руковожу СДК.


— А почему решили к мужу на комбайн пересесть?


— Главная причина, не скрою, материальная. У нас хозяйство приличное, две дочери. В доме должен быть достаток. Хотя и не подозревала, что это так тяжело! Теперь я совершенно другими глазами смотрю на людей, которые в поле работают.


Для Федорова нынешняя жатва 18–я. Коллеги называют Сергея комбайнером от Бога и говорят, что у него золотые руки.


— Жена не пытается подсказывать, как нужно рулить? — шутя спрашиваю Сергея.


— Не до этого ей, — улыбается комбайнер. — Обязанностей у помощника хватает: решетчатый стан и грохот вычистить, путевки заполнить и сдать, пока я заправлюсь...


В диспетчерской «Боброво» узнаю, что половина из шести экипажей, участвующих в жатве, семейные. Лидируют Валентин Меренков с сыном Дмитрием, намолотившие на новом КЗР–12 832 тонны зерновых. У Федорова и Морозовой 556 тонн. Стараются не отстать от лидеров Анатолий Раков с женой Сабиной Гасановой.


— В психологическом плане семейные экипажи — это даже хорошо, ведь близкий человек всегда успокоит комбайнера, поддержит в трудную минуту, — считает председатель «Боброво» Андрей Некрашевич. — Хотя, если бы у меня была возможность укомплектовать экипажи двумя профессиональными механизаторами, так бы и сделал. Но такой возможности, к сожалению, нет. Сейчас мы расширяемся, собираемся новые тракторы покупать. Кого на них посадить — не знаю! В агрогородке Боброво все новые домики заняты. Будем еще жилье строить, чтобы привлечь в хозяйство нужные кадры.


С этой проблемой Некрашевич справится, а вот как быть с допотопным сушильным хозяйством, которое тормозит темпы уборки, вопрос гораздо сложнее:


— За день мы можем убрать 400 — 500 тонн зерна, а высушить до нужной кондиции — не более ста, — объясняет суть проблемы председатель. — Найти самим деньги на новую сушилку нереально. Надеемся на помощь, а пока, чтобы зерно не гнило, в срочном порядке приспосабливаем под зернохранилище старый сарай.


...Перед отъездом я поинтересовался у Морозовой:


— Когда урожай уберете, отдыхать тоже с мужем будете?


— А вот и нет! — рассмеялась она. — Сергей обычно среди передовиков оказывается. Когда он уезжает на «Дажынкi», мы с фольклорными коллективами из СДК гастролируем по району. Так что мы не всегда вместе.

 

Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter