Семерых приемных детей растит минская семья

Минская семья растит семерых приемных детей, трое из которых впервые будут встречать Новый год в тепле и уюте.

Минская семья растит семерых приемных детей, трое из которых впервые будут встречать Новый год в тепле и уюте.

У Сашки дилемма: он никак не может решить, верить ему в Деда Мороза или нет. Он уже, конечно, слишком взрослый для всех этих девчачьих глупостей – шутка ли, десять лет мужчине. И все-таки ему Сашка уже написал письмо Деду Морозу. фотоочень хочется думать, что где-то в нарядном домике прямо посреди леса живет огромный дед с бородой до пояса. И что этот дед, в свободное от писем время, наблюдает за Сашкой через форточку: чистит ли он зубы, застилает ли кровать и сам ли решает математику. А в обмен на хорошее поведение старик готов исполнить любое его желание – мальчик даже написал ему письмо, чтобы уточнить, какое именно.
Глядя на Сашку, на его курносый нос и ровно подстриженную челку, больно думать о том, что еще год назад вместо сытного ужина его ждал пустой холодильник, а вместо мультиков – эпилептические припадки пьяной мамы. Этот праздник он встретит уже в новой семье, где непременно будут еловые лапки и праздничный стол. А когда его веки отяжелеют от дремы, тетя Лена, взявшая на себя роль Деда Мороза, украдкой положит под елку диск с супермодными компьютерными гонками. И проснувшись поутру, Сашка снова поверит в чудо…

 

Где достать гриб чага?


Тетя Лена – она же Елена Казак, родитель-воспитатель детского дома семейного типа № 3 Фрунзенского района города Минска – была шестым ребенком в семье, так что к шумным обедам и многолитровым кастрюлям ей не привыкать. «Как это ни печально, большинство сестер и братьев поддерживают теплые отношения лишь до тех пор, пока живы родители», – грустно замечает моя героиня. Именно поэтому, когда в Казахстане (а именно там провела свое детство моя собеседница) стали притеснять русскоязычных, она не поехала к своим родственникам, успевшим прочно обосноваться в Москве, а отправилась в далекий и незнакомый Минск.


Скарб ее был невелик: две сумки, семилетняя дочь и 270 долларов в кармане. Однако судьба была к ней милостива – как была милостива и тогда, когда 17-летней Лене, полной радужных планов, кандидату в мастера спорта по легкой атлетике, поставили страшный диагноз. Но она вылечилась – во многом благодаря травяным сборам и вере в Бога, которая ведет Елену по жизни до сих пор.


Как ни странно, своего мужа Андрея она тоже нашла благодаря болезни. Молодые люди отдыхали с друзьями на даче, как вдруг с девушкой случился приступ – облегчить ее состояние мог только гриб чага, которого у нас было не достать. Однако Андрей сумел-таки раздобыть редкое лекарство. «Сквозь замутненное сознание я видела, как он сидел у изголовья и гладил меня по голове, – вспоминает Елена. – Я тогда подумала: «И какого тебе еще принца надо?»

 

«Даже когда дочка пыталась меня поцарапать, я обнимала ее и говорила, что люблю»


Семья Елены Казак. фотоС тех пор Елена Казак и Андрей Шентак все делают вдвоем: они вместе воспитывали Верочку и вместе решали, как быть, когда однажды девочка заявила: «Мама, у нас в классе учится Вика, она сирота, – давай ее заберем!» Позже выяснилось, что у Вики есть родные брат и сестра – и рука не поднялась разлучить их друг с другом. Затем забрали к себе их двоюродного брата, потом еще одну неразлучную троицу – Сашу с двумя старшими сестрами.


«Не правы те родители, которые, желая взять приемного ребенка, руководствуются жалостью: ой, смотри, какая девочка, какие у нее глазки голубые! – рассуждает Елена. – У всех ребят на генетическом уровне записана определенная информация, причем далеко не всегда хорошая, – поэтому не стоит удивляться, если ребенок стал без спроса брать из вашего кармана мелочь. Но ругать за это нельзя, ведь это мы, взрослые, сделали детей такими. Помню, как один из наших мальчиков никак не мог понять, почему его забрали из семьи, – несмотря на то что в доме годами не убирались, а холодильник был отключен за ненадобностью. Он просто не знал, что бывает по-другому».


Любовь и доверие – вот два лекарства, способные побороть даже генетическую озлобленность. «Даже когда родная дочь на пике переходного возраста отталкивала меня от себя и царапалась, я все равно пыталась обнять ее и говорила: «Я тебя люблю!» – делится опытом Елена, у которой, между прочим, два высших образования: она психолог и специалист по социальной работе, – и это единственно правильная линия поведения».

 

«Это здорово, когда ты можешь в любое время подойти к холодильнику и взять сосиску – и никто тебе ничего не скажет»


В четырехкомнатной социальной квартире – «спаянной» из расположенных по соседству трешки и однушки – пахнет свежими щами, которые на пару с мамой приготовила 14-летняя Валя. «Поначалу девочки почти ничего не умели – даже кашу сварить не могли, – признается Елена. – А когда я предлагала им стать к плите, отшучивались: «Ой, я как приготовлю, так никто есть не будет!»


Впрочем, неумение залить три ложки хлопьев стаканом молока – это далеко не самый тяжелый случай в богатой практике приемной мамы. Много трудностей было с маленькой Катюшей с диагнозом ЗПР: в свои шесть она говорила как двухлетний ребенок – «кафетка», «каготки». Теперь это красивая и смышленая девочка с четкой дикцией, которой могли бы позавидовать даже телеведущие.


Нелегко было и с 13-летним Валей: после того как папа умер, а мама пристрастилась к бутылке, он связался с плохой компанией, прогуливал уроки, стал резким и грубым. «Когда тетя Лена впервые появилась в приюте, я вдруг почувствовал: она изменит мою жизнь, – признается Валентин. – Что ни говори, приют и детский дом вроде нашего – это небо и земля. В приюте, даже если ты проголодался, нужно ждать ужина, а здесь я в любое время могу подойти к холодильнику и взять сосиску – и никто ничего не скажет».


За этюдником. фотоСейчас он учится на ветеринара, а в свободное время качает мышцы в домашнем спортзале – здесь и турник, и беговая дорожка. Самая старшая девочка – родная дочка Вера – уже живет отдельно вместе с мужем и маленьким сыном. 20-летняя Вика скоро станет логопедом – она очень способная, учится на повышенную стипендию. 14-летняя Валя заняла первое место в школе по настольному теннису. А Сашка долго думал, чем бы ему похвастаться, и наконец вспомнил, как недавно в тире четыре раза подряд попал в мишень и только один раз промазал в стену…


Это самая обычная семья – со своими радостями и трудностями. И очень хочется, чтобы в новом году им по-прежнему хватало друг для друга любви и терпения. И чтобы Дед Мороз, в которого так верит маленький Сашка, исполнил их желания самыми первыми.


Виктория КРУПЕНЬКОВА, «ЗН», фото автора
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter