Как бедствующее хозяйство за 15 лет превратилось в одно из лучших в Беларуси

Семенюк – Дробышев: эстафета амбициозных целей

За двадцать последних лет ОАО «Рогознянский» Жабинковского района вышло на передовые позиции в производстве и социальном развитии.


В мае 2004 года «Белорусская нива» рассказала читателям о СПК «Рогознянский». На фоне других оно не выделялось какими-либо сверхъестественными показателями: не самые продуктивные земли, средние надои молока, выручка и зарплаты у работников тоже небольшие. Раньше было намного хуже, но тогдашний председатель Александр Семенюк буквально за несколько лет сумел превратить тонущее предприятие в крепкого середняка, способного жить по средствам. На достигнутом останавливаться не собирался, в ближайшем будущем планировал увеличить дойное стадо и поднять его продуктивность минимум до 5 тысяч килограммов в год, построить новые молочно-товарные комплексы, повысить урожайность зерновых, улучшить качество кормов, создать благоприятные условия труда для специалистов и простых работников, чтобы те никуда не уезжали, а также победить пьянство. Спустя 15 лет корреспондент «СГ» съездил в «Рогознянский» и посмотрел, чего удалось достичь за это время.

ПОЖАЛУЙ, одна из перемен несильно радует: на заслуженный отдых ушел Александр Семенюк. Именно ему понадобилось 22 года, чтобы сделать «Рогознянский» одним из лучших сельхозпредприятий в регионе. Главный зоотехник Светлана Пруделюк, отработавшая здесь уже 41 год, это подтверждает:

— Скажу откровенно, до 1997 года мы были на мели. Несколько лет подряд был большой спад в животноводстве, снижалась продуктивность дойного стада, стали меньше привесы у молодняка. В результате не было ни молока, ни мяса, ни денег, зарплаты платили мизерные. Все изменилось в лучшую сторону с приходом на должность председателя Александра Васильевича, который до этого работал здесь ветврачом.

Директор ОАО «Рогознянский» Виктор ДРОБЫШЕВ на мехдворе.

Начал новый руководитель с дисциплины. Из 600 человек, работающих в «Рогознянском» на тот момент, уже в первый год отсеялось около 200. Семенюку нужны были только ответственные и квалифицированные кадры, на которых он делал ставку. Старался поощрять их всеми возможными способами: выделял премии, выписывал бесплатно продукты. Остальным без раздумий, особенно тем, кто злоупотреблял спиртным, указывал на дверь. Нынешнего директора Виктора Дробышева, когда он пришел сюда в 2005 году главным агрономом, больше всего удивил факт, что здесь не было текучести кадров среди специалистов:

— Я приехал сюда уже немолодым и кое-что повидавшим в жизни. Такого отношения к коллективу нигде не видел. Александр Васильевич, конечно, за работу спрашивал строго, но при этом людьми не разбрасывался, никогда сплеча не рубил, к каждому человеку находил индивидуальный подход, чтобы тот показывал максимум. Благодаря этому ему удалось создать крепкий костяк из толковых специалистов, от которого можно было отталкиваться.

Помимо этого Александр Семенюк организовал рабочий процесс таким образом, чтобы у подчиненных был как минимум один гарантированный выходной в неделю.

— У нас работают максимум 3—4 воскресенья в год, в основном во время уборочной. От зари до зари людей не заставляем трудиться, стараемся, чтобы рабочий день был строго с 8 утра до 6 вечера. Для этого выстроили определенный алгоритм. Основную планерку проводим вечером, примерно в 16.30, на которую все специалисты приходят уже подготовленными. Каждый по своей отрасли ясно представляет, что нужно завтра делать, где в каком поле, ферме есть проблемы, требующие срочного решения. Подобные собрания дисциплинируют, так как в течение дня нужно везде побывать, все узнать, со всеми поговорить. Утром мы собираемся с производственниками на мехдворе, чтобы выяснить, поменялось ли что-то за ночь. Такая планерка максимум длится минут 5—10. Это заметно экономит время, — объясняет нюансы директор Виктор Дробышев.

Главный зоотехник Светлана Пруделюк.

ЗАТЕМ Семенюк занялся финансами. К ним в хозяйстве стали относиться осторожно и бережно. Каждый день он вместе с бухгалтерами подсчитывал деньги, имеющиеся на счете, и решал, куда их лучше направить. На различные соблазны в виде навороченной техники и заграничных семян здесь старались без необходимости не тратиться. Жили, как говорится, по средствам.

— У Александра Васильевича была твердая позиция: набрать кредитов, а потом голову в песок — неправильно. Когда окажешься должен различным организациям, с тобой просто перестанут работать. Фирмы, которые поставляют технику, запчасти, семена и прочие нужные в сельском хозяйстве компоненты, хорошо ориентируются в нашей отрасли и знают, кто платежеспособный и добросовестно все выплачивает, а кто вечный должник. Поэтому тут нужно действовать аккуратно, — рассказывает Виктор Дробышев.

Однако ситуации, когда хозяйству приходилось брать в долг, не редкость. По традиции большие затраты за собой всегда влечет весенняя посевная кампания: семена, средства защиты, топливо, запчасти для ремонта техники. Получается приличная сумма, которой может в данный момент не оказаться на счете, поэтому приходится прибегать к сторонней помощи и отсрочкам платежей. К слову, слухи о том, что «Рогознянский» не пользуется кредитами, тоже преувеличены.

— Периодически мы берем кредиты, но только в разумных пределах. Не так давно банк предоставил нам льготный выгодный кредит на строительство телятников на три года. Почему бы такими возможностями не воспользоваться? Тем более без них мы не сможем развиваться. Сегодня сметная стоимость телятника на 500 голов — 1,4 миллиона рублей. Естественно, такие деньги одномоментно нигде не возьмешь. Плюс нужно закупить стройматериалы, оплатить работы, ведь сейчас к постройке комплексов предъявляют серьезные требования: для их возведения нужны обученные люди и специальная техника, которой в хозяйстве нет. Также пользуемся льготными кредитами для приобретения топлива. А вот займы на какие-то «хотелки» под солидные проценты — на такие риски мы не идем. И это, наверное, правильно, ибо в таком случае вероятность провалиться в долговую яму минимальная, — поясняет главный экономист хозяйства Людмила Лесная.

СЛЕДУЮЩАЯ проблема, которую предстояло решить Александру Семенюку, — обновление парка техники. Еще 15 лет назад это было чуть ли не самым слабым местом хозяйства. «Рогознянский» располагал двумя «Донами», одним КЗС-7 и стареньким Bizon, купленным на какой-то распродаже в Польше. Этих машин не хватало для уборки, приходилось просить помощи у районной сельхозтехники. Однако ближе к 2009 году, когда наладилась реализация молока, предприятие смогло приобрести сразу шесть новых комбайнов КЗС-10 и КЗС-12, а к ним в довесок два энергонасыщенных трактора со всеми необходимыми агрегатами. В итоге при самой большой нагрузке на комбайн уборочную тут стали заканчивать первыми в районе.

В 2009 году парк техники обновился практически на 100 процентов.

— Через год, когда началось строительство крупного молочно-товарного комплекса на 1000 голов и стало понятно, что с имеющейся техникой кормов в два раза больше заготовить не сможем, приобрели кормоуборочный комбайн, девятиметровую производительную косилку, способную справиться с любой травой: полегшей, покрученной, мокрой, сухой. Через три года купили еще один кормоуборочный и свеклоуборочный комбайн. И вот с тех пор все полевые работы выполняем сами, никого не привлекая со стороны. Более того, еще и помогаем другим, — говорит Виктор Дробышев.

Новый молочно-товарный комплекс и реконструкция старых зданий в 2009—2010 годах спровоцировали активный экономический подъем. Благодаря новым технологиям ориентир в 5000 килограммов молока от коровы за год, поставленный Александром Семенюком в 2004-м, давно пройден, случались годы, когда годовые надои прирастали на 1000 килограммов. Пошли деньги, а следом за ними стремительное развитие, ведь руководитель знал, как правильно распоряжаться финансами. Александр Васильевич не жалел средств на модернизацию производства, чтобы и работники находились в комфортных условиях. Например, на нескольких фермах даже провели Wi-Fi, но не забавы ради, а для облегчения работы осеменаторов, которые с помощью датчиков движения, передающих сигналы на компьютер, могли отслеживать состояние коровы. Механизировали процесс кормораздачи, закупили новые доильные аппараты. Два молочно-товарных комплекса оборудовали системой видеонаблюдения, чтобы поддерживать рабочую дисциплину в доильных залах. Также камеры появились в родильном отделении и на складах для концентратов. Не жалели средств и на селекцию новых более продуктивных пород.

— Постоянно стараемся совершенствоваться, потому что если где-то остановишься, то потом будет тяжело угнаться за другими. Технологии очень быстро и далеко шагают вперед, а в нашей работе ни в коем случае нельзя упираться в определенный потолок, причем это касается любого направления, — объясняет Виктор Дробышев.

Второй телятник практически готов.

УБЕЖДАЮСЬ в этом лично. Вместе с Виктором Федоровичем едем в деревню Бусни, где достраивают вторую очередь телятника на 510 голов. Первое здание уже обжил молодняк возрастом до 3 месяцев: здесь примерно 240 голов. Каждое животное находится в небольшой клетке, в которой установлены специальные кормушки для сена и комбикорма, а также ведро под молоко. В последующем они легко разбираются, что упрощает возможность их мойки и дезинфекции. После всех необходимых процедур клетки вновь выставляют в ожидании нового пополнения.

Помимо этого закупили четыре полочных такси. На ферме застаем помощника бригадира Наталью Кузнецову, которая с помощью агрегата развозит телятам молоко:

— Это очень удобная техника. Во-первых, не нужно самому таскать ведра, во-вторых, здесь установлен пистолет-дозатор с электроприводом, который отмеряет необходимые два литра для выпойки. Стало удобнее. К тому же в аппарате происходит процесс пастеризации, он способен долгое время поддерживать нужную температуру.

Помощницы бригадира Наталья КУЗНЕЦОВА и Татьяна ПРУДЕЛЮК.

Виктор Федорович добавляет, что сейчас техника минимизирует влияние человеческого фактора, что весьма рационально. Ведь если по технологии положено определенное количество корма и молока, то его и следует столько давать, ни больше ни меньше, ведь из подобных мелочей впоследствии и складывается результат. В «Рогознянском» данное правило усвоили хорошо:

— Хотим построить еще один телятник на 500 голов, где можно содержать и выращивать в хороших условиях молодняк в возрасте от 3 до 6 месяцев, — делится планами Виктор Дробышев.

В «Рогознянском» за 9 месяцев надоили от коровы 7549 килограммов молока. То есть к концу года есть шансы вый­ти на 9000 килограммов. Товарность — 90 процентов. До сентября молоко все шло сортом экстра, однако один неприятный момент немного подпортил статистику, и теперь это 99,8 процента.

В таких специальных клетках содержатся телята в возрасте до 3 месяцев.

— От 70 до 80 процентов денежной выручки дает продукция животноводства. И если мясо не приносит большой прибыли, производим его, скорее, для поддержания оборотных средств, то от молока получаем ощутимые суммы: каждый день продаем на 25—27 тысяч рублей. Цена — 70 копеек за литр. Это неплохое предложение, — знакомит с текущими делами Людмила Лесная.

Благодаря этому в «Рогознянском» одна из самых высоких зарплат не только в Жабинковском районе, но и во всей Брестской области. За 10 месяцев в среднем здесь зарабатывают 951 рубль. Более того, год назад начали практиковать выплату фиксированного аванса — 100 рублей, чтобы люди могли иметь дополнительные средства в течение месяца. Вдобавок к этому работникам каждый год выделяют бесплатно 50 килограммов муки высшего сорта и 50 килограммов сахара, а к Дню работников сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности АПК дарят презенты с мясными изделиями и молочными продуктами. Ветеранам также выдают муку и сахар.

Благодаря подобным социальным гарантиям тут не испытывают дефицита в специалистах и простых работниках, а те в свою очередь держатся за места. Более того, сюда стремится молодежь. Например, зоотехник-селекционер Ирина Леонович приехала по распределению после окончания Гродненского аграрного университета, однако «Рогознянский» выбрала осознанно:

— Я родом из Слонима, но хотела работать в Брестской области. Предложили это хозяйство. Приехала, посмотрела, как тут все устроено, и осталась под приятным впечатлением. За время учебы доводилось на практике бывать в разных сельхозпредприятиях, было с чем сравнивать. Тут комфортный режим работы, хорошие отзывчивые люди. Обеспечили жильем, что тоже важно. Выделили комнату в общежитии со всеми удобствами — можно сказать, практически квартира. На работу привозят, с работы забирают. Вопросов никаких нет.


Зоотехник-селекционер Ирина ЛЕОНОВИЧ.

СЕЙЧАС руководство «Рогознянского» ставит перед собой амбициозные цели — получать от коровы 10 тысяч килограммов молока. Светлана Пруделюк объясняет, за счет чего это может стать возможным уже в ближайшие годы:

— Нужно делать упор на генетику. У нас уже есть десяток коров, которые в год дают даже больше 10 тысяч килограммов. Однако мы еще не использовали весь имеющийся потенциал на 100 процентов, нам есть над чем работать. Будем подключать науку.

Виктор Дробышев разделяет эту точку зрения и считает, что на данном этапе важно не только сохранить достижения времен Александра Семенюка, но и приумножить их:

— У меня собраны определенный опыт за плечами, квалифицированные кадры, отлажена система. Необходимы еще более новые технологии.

 banny@sb.by

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter