Семь раз подумай, один — купи

В Минске открылся первый в стране Информационный центр устойчивого потребления

 К этому призывают нас зеленые экологи 

Так называемое зеленое движение развивается и в Беларуси. В том числе и в сфере защиты прав потребителей. Но далеко не все знают, что же это такое. Не так давно в Минске открылся первый в нашей стране Информационный центр устойчивого потребления. Инициаторами его создания выступили сразу две организации. И поэтому сегодня мы беседуем с председателем общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей» Анной Сушей и экспертом информационного центра Международной общественной организации «Экопроект Партнерство» Ириной Ластовкой.

— Как понимать термин зеленый эколог применительно к потребителям?

А. С.: Даже в кризис мы покупаем товары практически каждый день. Но вряд ли задумываемся: действительно ли нам нужно все, что мы приобретаем? Безопасны ли купленные товары для нашего здоровья и окружающей среды? Если мы хотим, чтобы наш мир стал экологически чистым, то именно сами и должны превратить растущий потребительский рынок в экологический.

Так что мы будем воспитывать и учить покупателя голосовать за экологию своим кошельком.

— Но производитель выпускает только то, на что есть спрос.

А. С.: Вот именно. Как только продукцию перестают покупать, ее рано или поздно снимают с производства. Если мы начнем предпочитать экологически чистые товары, то и компании начнут больше их изготавливать, конкурируя между собой.

— А что понимают под определением «устойчивое потребление»?

А. С.: Это потребление продукции, которая не наносит вреда ни окружающей среде, ни здоровью человека. Экологически «дружественными» могут быть не только сами товары, но и их производство, упаковка. В наших планах с экологическими активистами «обследовать» белорусских потребителей на «признак устойчивости и потребления». Это, к слову, станет первым этапом работы созданного информационного центра.

— И как это будет происходить?

А.С.: На улице, в торговых точках методом опроса жителей и покупателей. Для этого мы разработали подробную анкету, выбрали 500 различных магазинов в двух спальных районах столицы, Сухарево и Зеленый Луг, в индустриальном Заводском и в одном из центральных районов.

— Ирина Антоновна, в отличие от БОЗП о Международной общественной организации «Экопроект Партнерство» читатель мало что знает.

И.Л.: МОО «Экопроект Партнерство» было создано как неправительственная некоммерческая организация в 2000 году в г. Минске специалистами, работающими в области охраны окружающей среды. Мы ставили перед собой цель повышения уровня образованности и информированности населения в вопросах охраны окружающей среды и сбережения природных ресурсов для нынешнего и будущего. Наша деятельность направлена на построение эффективного взаимодействия между населением и специалистами в области охраны окружающей среды, санитарными и коммунальными службами, образовательными учреждениями, общественными объединениями, коммерческими и государственными организациями.

— И каковы же успехи?

И. Л.: Можно много говорить о выпущенной литературе в виде разных брошюр и пособий по энергосбережению и охране окружающей среды, использованию местных видов топлива, направлений работы по устойчивому развитию и различных экологических акциях. Но значительным событием считаю и открытие в начале ноября этого года в Минске нашей организацией и Белорусским обществом защиты потребителей информационного центра устойчивого потребления. Об успехах говорить рано, ведь работаем еще недолго. Но звонки уже есть, приходят вопросы и информация на электронный ящик.

— Тогда уже надо сказать и о режиме его работы.

И.Л.: Для посетителей центр открыт два раза в неделю — в среду и четверг с 11.00 до 17.00 по адресу: г. Минск, ул. Славинского, д. 1, корп. 2, каб.309 в здании ЦНИИКИ водных ресурсов. Кстати, желающие получить экспертную помощь и информационные материалы могут обращаться в консультативный центр по телефону/факсу (8-017) 263-54-17 и электронной почте (irina.lastovka@ecoproject.by или potrebitel@nsys.by).

— Значение имеют, вероятно, не только качество продукции и влияние ее на здоровье, но и некоторые другие факторы? Какие?

И.Л.: Их немало. Это безопасность производства для окружающей среды, количество и качество упаковки, срок службы товаров и возможность их использования в другом качестве после окончания этого срока, способ утилизации отходов после употребления продукции и даже расстояние, на которое продукт перевозится. Последний пункт, казалось бы, не имеет прямого отношения к «зеленому» потреблению. Но разве он не очень важен? Ведь при перевозке тратятся время, энергия и деньги.

— Специалисты часто говорят о кризисе потребления. В каких еще сторонах нашей жизни, кроме продовольствия, он проявляется?

И.Л.: Например, бытовые расходы в стране выше расходов на социальные нужды. Уменьшается доля расходов на продовольствие и увеличиваются расходы на транспорт, коммуникации, жилищное хозяйство, развлечения и отдых. Но продукты питания, личный транспорт и жилищное хозяйство, включая строительство и потребление энергии, — это те категории потребления, которые являются причиной наибольшего экологического загрязнения.

— Найдет ли инициатива продолжение в других городах?

И.Л.: Да, вскоре аналогичные центры появятся в Гомеле, Бресте и Могилеве, а позже и в других городах. Ведь чем больше людей задумаются над тем, какие товары они приобретают, тем лучше для каждого из нас и окружающей среды в целом.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter