Семь раз отмерь — один отрежь

Наиболее оптимальные сроки проведения свадеб

В традиционном народном мировоззрении сложилась своеобразная система упорядочения времени, в которой воедино слились две многовековые традиции: народная (языческо-ведийская) и христианская (в данном случае рассматривается византийско-православная). На протяжении длительного периода времени эти религиозно-культурные традиции сосуществовали по-разному: они взаимопроникали и взаимодополняли одна  другую, взаимообогащались, но в отдельных моментах и взаимно исключали возможность конструктивного диалога. Понятно, что более поздняя по происхождению и по времени распространения христианская культура впитала в себя некоторые глубинные исторические традиции наших предков и сделала их своим духовным достоянием.

Когда торжество
лучше отложить
Одной из важнейших составных частей христианско-ведического календаря являются посты, во время которых свадьбы не игрались. Посты предполагают воздержание от употребления пищи животного происхождения, от увеселительных мероприятий, от исполнения супружеских обязанностей. Церковь воздерживается на это время от венчания новобрачных.
В традиционном народно-православном календаре имеются четыре основных поста:
1. Шестинедельный Рождественский пост начинается 28 ноября, а заканчивается накануне Рождества, в Сочельник, 6 января.
2. Великий семинедельный пост начинается сразу же после Масленицы и продолжается до Пасхи. Его начало и окончание ежегодно зависят от даты празднования самого большого православного праздника — Воскресения Иисуса Христа.
3. Петровский пост начинается во второй понедельник после Троицы, а заканчивается 12 июля, в день почитания первоапостольных святых Петра и Павла. Его протяженность варьируется от 2 до 6 недель, т.к. и празднование Троицы также зависит от Пасхи. При очень ранней Пасхе пост бывает длительным, при поздней — может быть не более двух недель.
4. Двухнедельный Успенский пост продолжается с 14 по 28 августа.
Кроме того, следует помнить, что венчание в храмах не проводится во вторник и четверг (дни, предшествующие постным дням — среде и пятнице), в субботу (родительская суббота — день поминовения предков), а также накануне и в большие годовые христианские праздники: Сретенье, Благовещение, Вознесение, Троица, Рождество Иоанна Крестителя, Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижения Креста Господня, Покрова Богородицы и некоторые другие (о чем целесообразно поинтересоваться в храме, который выбран для венчания).
В соответствии с народной традицией крайне нежелательны браки во время празднования Коляд — с 6 по 21 января и на Масленичной неделе (неделя перед началом Великого поста), а также во все поминальные субботы, называемые в народе “Дзяды”.
Наши бабушки-дедушки знали, что не стоит играть свадьбу в високосный год и в мае. “Наши чадолюбивые старики с 30 апреля прекращали всякое сватовство. По их понятиям, наступающий месяц май очень невыгоден бывает для новобрачных. Всякое предложение о сватовстве считалось делом обидным и даже зазорным”, читаем в этнографических исследованиях.
Существующая среди восточных славян многоаспектная и многоуровневая система ограничений на проведение свадеб будет неполной, если не вспомнить еще один важнейший момент, вызывающий бесконечное множество противоречивых толкований, — это смерть самых близких родственников вступающих в брак молодых людей. В соответствии с народными традициями смерть близкого родственника исключала семью из годового праздничного цикла и соответственно откладывала предполагаемую или уже запланированную свадьбу ровно на год. К числу самых близких родственников относятся представители 1—2-го поколений, как по вертикальной шкале наследования (бабушка — дедушка, отец — мать, их дети и внуки), так и по горизонтальной плоскости системы родственных отношений: родные и двоюродные братья и сестры. Особенно важно придерживаться этого правила в случае смерти родителей жениха или невесты.
Мирком, ладком — да за свадебку
Одним из наиболее благоприятных периодов является время от самого конца августа и до начала Рождественского поста (28 ноября). Но при этом необходимо исключить все поминальные дни этого периода. 
Другим наиболее оптимальным сроком празднования свадеб является зимний мясоед — период, который начинается 21 января и заканчивается накануне Масленичной недели (т.е. на восьмой неделе перед Пасхой).
В структуре народного календаря есть еще один непродолжительный промежуток времени, в течение которого допускалось играть свадьбы. Он начинается накануне Троицы и заканчивается перед Петровским постом. Чаще всего этот период выпадает на вторую половину мая и начало июня. В народном творчестве сохранились два фразеологизма, которые свидетельствуют о сдержанном или даже негативном отношении народа к свадьбам в это время: “Як беднаму жаніцца, так і ноч кароткая”, “Хто ў маі ажэніцца, той усё жыццё маяцца будзе”.
При выборе дня свадьбы следует обязательно учитывать и такой существенный космический фактор, как фаза Луны. Наиболее благоприятным для начинания больших и значимых дел и конечно же для проведения свадеб считается время “под полнолуние” (от первой фазы Луны, называемой в народе “молодой месяц”, до того периода, когда Луна вот-вот станет “полной”, т.е. наступит полнолуние).
И еще один немаловажный фактор для нашего современника — выбор первого дня свадьбы как определяющего ход всего свадебного обряда: пятница, суббота или воскресенье? В этнографических записях XVIII—XIX веков четко прослеживается, что свадьба начиналась в воскресенье — самый благоприятный, “святой” день недели. Молодая пара сначала придерживалась недельного поста, приходила в храм на исповедь и причастие, а в воскресенье совершался обряд венчания. Но вот уже второе столетие мы живем в рамках шестидневной рабочей недели, из которой нам, наверное, уже никогда не выбраться. В связи с этим вторым днем на неделе для венчания православная церковь установила пятницу, но не отменяла всех вышеуказанных условий при совершении таинства венчания.
Из всего сказанного можно сделать следующий логический вывод. Сегодня наиболее благоприятным днем для начала свадьбы (регистрации в загсе, затем венчания в храме и дальнейшего проведения свадебного торжества) может быть именно пятница. На втором месте — воскресенье, если сначала зарегистрировать брак в загсе в установленном государством порядке, а затем начать свадьбу венчанием в храме и продолжить в народных традициях за свадебным столом. Проанализируйте типичную ситуацию: молодая пара регистрирует брак в загсе в субботу (или пятницу), затем происходит непосредственно свадебное торжество, первая брачная ночь, а наутро в воскресенье молодые идут в храм для венчания, при этом нарушая все церковные каноны, предшествующие этому священнодейству.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter