Статус нематериальной историко-культурной ценности получили глиняные свистульки Витебщины

Семь архаичных образов

Недавно Государственный список историко-культурных ценностей пополнился новыми элементами нематериального культурного наследия Витебской области. Как рассказали в областном методическом центре народного творчества, по итогам заседания Белорусского республиканского научно-методического совета по историко-культурному наследию такой статус присвоили обряду «Розгары» в агрогородке Лукомль Чашникского района. «СГ» уже рассказывала весной об этой необычной традиции с плетением огромного венка. Второй новый номинант списка — «Традиционный образ и технология изготовления глиняных народных игрушек Оршанского Поднепровья и Витебского Придвинья».

   
Эти фигурки не так просты, как кажется на первый взгляд. Они связаны с мифологическими представлениями кривичей, в них зашифрованы древние символы, архаичные пластические формы и способы изготовления. Игрушки и свистульки сохраняют как художественные принципы, так и техники лепки. Изготавливают их тремя способами: «на пальце», «на палочке» и своеобразные «вареники».

Носителей народного промысла восемь, все мастера с Витебщины: Алеся Овчинникова из Бешенковичей, Ольга Алексеева и Людмила Червинская из Дубровенского района, Ирина Ворона из деревни Бобиновичи Лиозненского района, Екатерина Зеленская из Полоцка, Владимир Квашко из Сенно, Алеся Сарбаш из Витебского района и Татьяна Шинкарева из Орши.

По сравнению с другими игрушками соседних народов (россиян и украинцев) наши свистульки отличаются архаичностью, преобладанием пластического начала над декоративным и живописным. Глиняные маленькие шедевры удивляют своей образностью: здесь и кони, и птицы, кавалер и дама, гармонист и всадник, юморист и парень, утка, свинья и ягненок, павлин и другие.

Каждый мастер придает своей свистульке особенные черты, в то же время стараясь сохранить особенности, присущие его региону. Заведующая филиалом «Сенненский дом ремесел» ГУК Сенненского районного центра культуры и народного творчества Ольга Квашко называет свистульки семейным увлечением. Ее муж Владимир Иванович, методист по керамике Дома ремесел, отточил это мастерство до совершенства, но потребовалось для этого не меньше пяти лет. Сейчас супруги занимаются популяризацией свистульки, сделав ее свое­образным брендом Сенно. Умение создать из глины традиционный предмет быта Владимир передает и детям, и взрослым, ведет два кружка. В Доме ремесел созданы все условия благодаря поддержке районных властей. Прекрасная мастерская с гончарными кругами, печками переоборудована, что позволяет развивать древнее ремесло.

 
Заведующая филиалом «Сенненский дом ремесел» Ольга Квашко  и ее муж Владимир Иванович, методист по керамике Дома ремесел.


Семь традиционных образов используют на Сенненщине при изготовлении свистулек: два варианта «коников», баран, собака, поросенок, жаворонок и излюбленный образ — павлин. Он самый оригинальный, считает собеседница. Архаичный образ павлина символизирует в христианской мифологии вечную жизнь и бессмертие души. Это и нимб, и Всевидящее Око. Он ассоциируется с роскошью и богатством. Есть у бешенковичских фигурок из глины свое название. Свистулька называется глухаревской по имени мастера Геннадия Глухарева, который в 1990-е годы ее слепил. В то время он создал коллекцию свистулек. Сохранились они только в краеведческом музее райцентра и в Витебске. После смерти мастера на некоторое время развитие данного вида ремесла приостановилось, однако все эти годы очень болела душой за его возрождение ведущий методист Витебского областного методического центра народного творчества Людмила Вакар. Она и помогла мастерам возродить почти забытую традицию.

Очень трудно было уловить архаичный образ, пластику, чтобы точно соответствовала образцам, призналась мастер. Звук зависит от объема свистульки. Традиционный цвет этой игрушки — терракотовый, отличает ее и очень сдержанный декор, нет украшений. Одна из техник обработки — специальная зачистка, чтобы сделать игрушку гладкой. Свистульки достаточно крепкие, ведь предназначены для маленьких проказников.

— Пока свистулька не получалась законченной, она не вызывала столько эмоций у покупателей, — вспоминает Ольга Квашко. — Но как только уловили архаичный образ, стала очень популярной. Не было случая, чтобы не раскупили на ярмарке или фестивале наши брендовые свистульки, они стали прекрасными сувенирами.

Заведующая филиалом «Бешенковичский дом ремесел» Алеся Овчинникова занимается свистульками около восьми лет. Особенно по душе мастеру лаконичность форм этой игрушки, минимум деталей. Из украшений только ангобная роспись: по красной глине рисуют белой с добавлением окислов металлов. Ангоб — глина, разведенная до состояния сметаны. Мастера не просто лепят свои варианты, они искали образцы во время раскопок и даже на месте, где, по преданиям, была мастерская гончара. Бешенковичи в свое время были крупным гончарным центром, славились своими артелями и традициями. Сама мастер случайно нашла первого аутентичного барашка-свистульку на месте разрушенной мастерской, где когда-то жил гончар.

Заведующая филиалом «Бешенковичский дом ремесел» Алеся Овчинникова

— Те, что удалось найти, частично украшены деликатной росписью, — поясняет мастер по керамике. — На некоторых как будто брызги кисти. Свистулька в виде человечка известна в наших краях с XVI века, она использовалась как погремушка.

Необычные находки были сделаны во время исследовательских экспедиций в районе. Древнюю свистульку нашли на берегу Западной Двины в агрогородке Ула Бешенковичского района вместе с монетами. По ним и датировали редкий экземпляр, который также перекликается с витебскими находками.

Набив руку, опытный мастер может создать изделие всего за 15 минут, но оттачивание формы происходит годами. У самобытных ремесленников в старину на свистульку уходила минута. Потому они такие статичные и монументальные. Поворот глины, общие черты, одна-две детали — и уже ясно, что это лошадка, а не барашек, раскрывает секреты традиционной технологии Алеся. Товар этот был дешевый, много времени на него старались не тратить. Конечно, современникам для повторения пластики старинных мастеров нужно больше времени, но главное, что традиция продолжает жить.

   
ЦИФРА

17 объектов Витебской области включены в Государственный реестр нематериальных историко-культурных ценностей Республики Беларусь.

yasko@sb.by

Фото из архива Витебского областного центра народного творчества и Антона СТЕПАНИЩЕВА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter