Сельский ген

ТАТЬЯНА родилась в большой крестьянской семье: отец — механизатор, мать — доярка, всю жизнь проработали в колхозе. И детей — еще двоих ее братьев и двух сестер, получивших другие специальности, — земля в итоге притянула к себе: почти все работают в сельском хозяйстве. Поначалу Татьяна ВЕКО планировала остаться в городе. После школы устроилась на Мозырскую трикотажную фабрику имени Крупской, но и года там не протянула, вернулась-таки в родную деревеньку Сырод. А теперь она — второй человек в СПК «Дружба-Автюки».

переманил Татьяну Веко из города в деревню, что в Калинковичском районе, а теперь помогает ей руководить мужским коллективом.

ТАТЬЯНА родилась в большой крестьянской семье: отец — механизатор, мать — доярка, всю жизнь проработали в колхозе. И детей — еще двоих ее братьев и двух сестер, получивших другие специальности, — земля в итоге притянула к себе: почти все работают в сельском хозяйстве. Поначалу Татьяна ВЕКО планировала остаться в городе. После школы устроилась на Мозырскую трикотажную фабрику имени Крупской, но и года там не протянула, вернулась-таки в родную деревеньку Сырод. А теперь она — второй человек в СПК «Дружба-Автюки».

— Город — это не мое, — признается женщина. — Наверное, в крови где-то запрограммирован сельский ген. Мы ж ведь с детства каждый вечер со школы бежали на ферму, помогали маме доить коров. Я-то еще постарше, а сестренки и вовсе маленькие были, но от меня не отставали. Это теперь аппарат автоматический подключил и жди, потом перебросишь на другое вымя. А в то время дойка ручная была. Да мы еще и буренок кормили, и навоз откидывали. Кто же думал, что на ферме я скоро буду бывать чаще, чем в магазине?

Еще ребенком Татьяна мечтала стать швеей. Дома была машинка, так она и без всякой учебы наловчилась такие наряды сестренкам шить, что соседки завидовали. Но с возрастом мечта приземлилась. Причем в прямом смысле слова!

Переехав с мужем из Мозыря к его родителям, супруги остались в Сыроде на всю жизнь. Татьяна устроилась на птичник, муж трудился телемастером, а вскоре у молодой семьи появились дети: сначала Галина, а следом мальчишки Саша и Гена. Одновременно с воспитанием приходилось учить конспекты: мало кто давал поблажки мамам-заочницам во время сессии в Гомельском сельскохозяйственном техникуме, где Татьяна освоила профессию бухгалтера. Но так уж получилось, что ни дня по специальности не проработала: какие там бумаги, если вся «соль» на поле! Сначала помощником бригадира трудилась, после и его должность заняла.

— Девяностые, перестройка, люди из села убегали, работать в колхозе некому, вот и поставили меня агрономом. Сколько я книжек перелопатила — про яды, их применение, удобрения, посевы! Опыта нет, а наобум с землей нельзя. Вот и пришлось запасаться теорией. Да и другого выхода не было. Тогдашний председатель поставил вопрос ребром: либо должность агронома, либо увольняйтесь. Вот так из меня вышел агроном-самоучка.

На практике осваивать азы земледелия было значительно проще и понятнее: помогали специалисты, да и где же взять время на раскачку? Предстояло срочно браться за дело. Тем более что ее подчиненным нужна твердая дисциплина.

— Я ведь почти тридцать лет в мужском коллективе работаю, рука об руку с механизаторами, — откровенничает Татьяна Веко. — И мне с мужиками даже проще. Знаю, кто чем дышит, их характер, способности. К каждому подход подберу: на кого ругнуться нужно, а кого достаточно похвалить. С женщинами намного труднее. Они — особый народ. На них дети, кухня, хозяйство — во внерабочее время как-то неудобно задерживать. А мужчин — запросто: надо, значит надо!

По себе Татьяна Евгеньевна знает, как трудно, а порой и невозможно в сельском хозяйстве матери совмещать трудовые обязанности с семейными. Ей и самой, когда дети были маленькими, приходилось вставать ни свет ни заря, чтобы до «нарады», которая проводилась в 6.30 утра, справиться с хозяйством и собрать в школу сыновей и дочку.

— Это сейчас только свиней и кур держим, а всю жизнь «гадавалі» еще и двух коров, уток. И все успевала, — вспоминает она. — Позже дети подросли. Галя больше помогала по дому: начиная с пятого класса и посуду помоет, и подметет, а хлопцы за хозяйство отвечали. Уходя на работу, дам им задания — свиней накормить, печь вытопить, — а по возвращении проверяю. Ребенка нужно занять делом, тогда не будет времени проказничать. У наших контроля ежечасного не было, но знали, что родители к концу дня обязательно спросят. Так и привыкали с самостоятельности и ответственности. Галина окончила Мозырский пединститут и сейчас работает в отделе образования Калинковичского райисполкома, а сыновья устроились на железную дорогу. Один — помощником машиниста, другой — заправщиком. И не заметила, как выросли!

Еще быстрее бежит время, когда ты при деле. Уже восьмой год как Татьяне Веко доверили должность заместителя председателя по производству. А это второй человек в хозяйстве. Отвечает она за растениеводство, заготовку кормов, животноводство, инженерную службу.

— После «нарады» отправляю технику: кого сеять, кого культивировать, с полями определяемся. Чтобы к восьми утра ни одной машины или трактора в гараже не было, — объясняет специалист своего дела. — В течение дня проверяю, чтобы все делалось в срок и качественно. И докладываю начальнику. С Сергеем Ивановичем Довгялло легко. Он контролирует, но в твои обязанности не вмешивается, не учит и не указывает, как правильно делать. Дескать, выполняй, как знаешь, главное, чтобы был результат. Оттого и просто с ним. Да и характер золотой.

Я в хозяйстве уже 37 лет работаю. За это время семь руководителей сменилось. Каждый «кіраваў» по-своему. Нынешний же — добрый, чуткий. Если я и крикнуть могу, и поругать, то он лишь пожурит. Вот такой у нас тандем получается. А вообще, трудовой коллектив хороший, крепкий. Люди те же, что и раньше работали, но как-то по-другому стали относиться к труду. Более ответственно, что ли. Бывает, что и стакан пропустить могут вечерком, но на работе как штык назавтра будут. Приятно с такими работать. Я вот уже второй год на пенсии, а не выгонишь! Перед отпуском не планировала продолжать работать, а посидела с месяц дома и заскучала.

Не может Татьяна Евгеньевна без дела. И даже после работы ее все равно тянет к матушке-земле: любит разводить цветы. Тюльпаны, розы, гладиолусы с ранней весны и до поздней осени украшают территорию вокруг ее дома. В январе, побывав в Германии, она и оттуда рассаду привезла, чтобы та пустила корни в белорусской земле.

— С возрастом я все больше убеждаюсь, что, видать, есть какая-та во мне сила земного притяжения. Но не по законам физики, а по законам земли, — раскрывает свой секрет бодрости сельчанка. — Я люблю поле. Просто походить по нему. Особенно весной, ранним утром, когда крупная и холодная роса искрится в солнечных лучах, а посевы озимых только-только начинают всходить. Невооруженным глазом это незаметно, но если хорошенько присмотреться, то земля в эти минуты оживает, чувствуется, как она дышит. Можно даже уловить ее запах — густой, немного терпкий, но такой мощный! Будто она дает тебе здоровье. Награждает тебя неимоверной силой и энергией.

Именно они помогли Татьяне доказать, что женщине по плечу разобраться в инженерии и агрономии и, несмотря на занятость, достойно воспитать детей, быть хозяйственной и счастливой.

— Дети здоровы и пристроены, муж заботливый. Дом наш уютный и такой веселый. Особенно по выходным, когда съезжаются внуки. О чем еще может мечтать женщина? — улыбается Татьяна. — И работа моя — пусть и не та, о которой мечтала, но теперь родная. Не могу уже без нее! Хотя в жизни никогда не думала, что справлюсь со своими обязанностями. Так сразу Сергею Ивановичу и сказала: «Как будет получаться, так что терпите». Терпит.

Выходит, получается?

Надежда ЯНЧЕНКО, «БН»

Фото автора

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter