Сельский формат для молодого учителя

С какими трудностями сталкиваются вчерашние выпускники университета, приехав работать в сельскую школу?Языковед Елена Сапега, когда шло распределение, выбрала Мишневичскую среднюю школу Шумилинского района. Понравилось название — Мишневичи, как воспоминание о детской игрушке, плюс не самое далекое место от Витебска, есть прямое автобусное сообщение. Через два дня после получения диплома она отправилась в разведку, посмотреть, в какой деревне и в какой школе предстоит жить и работать.

Студенческие представления молодой витебчанки о начале своей профессиональной карьеры дали сильный крен уже после нескольких месяцев работы. Нет, школа как школа, и дети как дети, а вот сама деревня и ее неустроенный быт, пьющее население и пустующие полуразваленные дома в центре поселка вызывали чувство безысходности и отторжения у утонченной любительницы высокой литературы.
— Сначала жила на квартире с девчонкой, тоже молодой учительницей. Она нашла себе работу в Полоцке и уехала. Хотя сама родом из этого же Шумилинского района. Но ей было неудобно ездить домой к родителям в Язвино, они сами за ней приезжали на машине, — рассказывает Елена. — Теперь заканчивается и мой срок обязательной отработки по распределению, и я возвращаюсь домой в Витебск. Но работать педагогом больше не хочу.
— Почему?
— Много бумажной волокиты, всякие мониторинги. Меньше пяти уроков в день у меня нет, после уроков — снова работа над тетрадями и планами. Работать надо практически круглосуточно.
Нагрузка у Елены Сапеги — 37 часов в неделю. За такой труд она получает 700—800 тысяч рублей. Сумела собрать деньги и купить телевизор, швейную машину. Но, признается, если бы не уроки, в Мишневичах делать нечего. Агрогородок здесь еще строится, Дом культуры на ремонте. Сходить некуда, круг общения ограничен. А в Витебске девушку ждет жених.
В прошлом году приехала в Мишневичскую СШ и молодой педагог-дефектолог Татьяна Ласкова. Малыши да и ребята постарше ее обожают. С каждым из своих 15 учеников она занимается по индивидуальной программе. При школе открыт пункт коррекционно-педагогической помощи. Все вечера молодая учительница проводит за конспектами, пишет отдельные планы для работы с каждым ребенком. Одним словом, отличница в учебе, она остается отличницей и в работе.
— Перед работой в деревне у меня страха не было, — делится Татьяна. — Хотя я и выросла в городе. Меня в первую очередь волновали жилищные условия и условия организации работы, часовая нагрузка. Нагрузка большая — почти две ставки, я чувствую свою востребованность. А вот с жилищно-бытовыми условиями, думала, будет лучше.
Молодым учителям предлагали проживание в квартире жилого дома. Но оплата за коммунальные услуги в 300 тысяч их не устроила, к тому же там надо было делать ремонт, а это тоже требовало отдельных расходов. Выбрали квартирку при школе — комнатка и кухня с тыльной стороны школьного двора. Оплата за нее небольшая, школа выделила железные кровати, шкафы и столы.
Останется ли Татьяна Ласкова после окончания срока работы по распределению в этой школе, она не знает. Время покажет. Ведь каждой молодой девчонке хочется создать свою семью, выйти замуж. Но почему-то парни в Мишневичах, если приходят знакомиться, так обязательно под градусом. Выпивают то ли для храбрости, то ли по привычке. Стоит ли связывать свою судьбу с таким женихом?
Между тем именно Мишневичская школа стала своеобразной кузницей педагогических кадров. Здесь как-то подсчитали: 50 выпускников выбрали профессию учителя.
— Главный вопрос закрепления учительских кадров на селе — социальный, — считает директор Мишневичской СШ, депутат сельского и Шумилинского районного Совета депутатов Валентина Курчанова. — С обустройством агрогородка в Мишневичах опоздали, раньше надо было строить коттеджи, а не многоквартирные панельные коробки, которые теперь только вид портят в нашей деревне. Но одному учителю коттедж никто не даст. Нужно, чтобы семья была и муж работал в хозяйстве. Наша учительница Лидия Васильевна Семенова получила новый коттедж, так у нее трое детей и муж — специалист на сельхозпредприятии. Сегодня для сельского учителя нужен и бытовой комфорт, и чтобы была возможность рядом с домом цветник разбить, грядки сделать. Вот построят агрогородок, откроют банно-прачечный комбинат, Дом культуры — и Мишневичи станут привлекательными для молодых специалистов. Ведь природа в наших местах удивительная по своему богатству и красоте.
В последнее время проблемы с закреплением молодых учителей в сельской местности стали решаться проще. Так считают в отделе образования Шумилинского райисполкома. Помогает и принятое постановление Совета Министров от 8 января этого года “Об утверждении комплекса мер по закреплению квалифицированных кадров на селе”. Благодаря заинтересованному подходу к этому вопросу председателя райисполкома Вальдемара Подлещука в районе в прошлом году семь учительских семей улучшили свои жилищные условия, четыре из них получили дома. Например, в коттедж переехала семья директора Слабодской школы Владислава Третьякова (его жена тоже педагог). В Лесковичах работает молодой учитель информатики Евгений Ткаченок. Бывший городской житель сам захотел жить и работать в деревне, купил дом, отремонтировал.
— Легче приживаются в сельской школе учителя из местных выпускников, — говорит заместитель начальника отдела образования Шумилинского райисполкома Виктор Сакович. — Дефицита с кадрами у нас как такового нет, хотя традиционно не хватает математиков, физиков, психологов. Ежегодно заказываем по четыре-шесть таких специалистов, а приезжает один-два. Выпускники вузов с такими специальностями находят работу с более высокой оплатой труда.
Сегодня в Шумилинском районе трудится 39 молодых педагогов. Но из 17 прибывших в 2006 году выпускников педагогических учебных заведений осталось только трое. Из 20 прибывших в 2007-м работает 19 человек.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter