В Глубокском районе планируют проводить ежегодный районный конкурс на лучшую агроэкоусадьбу

Сельская туриндустрия: и агро, и эко


В Глубокском районе планируют проводить ежегодный районный конкурс на лучшую агроэкоусадьбу. По словам инструктора-методиста по туризму районного физкультурно-оздоровительного центра Аллы Галай (на снимке), это позволит усилить инициативу местных бизнесменов, презентовать с наилучшей стороны красоту родной земли. 

Надо отдать должное, число усадеб в районе неустанно растет, только за прошлый год добавил 8. В общей сложности — 49. Каждая из них уникальна по-своему. 

С одной стороны, развитию тихого бизнеса в глубинке сопутствует сама матушка-природа, несравненная, первозданная, не раз воспетая в произведениях поэтов и прозаиков. С другой стороны, по словам Аллы Васильевны, — видимые перспективы для реализации заветных мечтаний подсказывают местные власти. Как это выглядит на практике? 

 Агроэкоусадьбы — узнаваемый туристический бренд Глубокского района. Их развитие — наш общий успех, — резюмирует Алла Галай, перечисляя наиболее известные исторические и современные достопримечательности края. Глубокое называют Вишневой столицей страны. Еще одна изюминка края — 106 озер, в числе которых Долгое, его еще называют белорусским Байкалом.

Да, глубочанам есть чем удивить. Агроусадьбы, задача которых — организовать комфорт и уют отдыхающих в глубинке, не имеют, казалось бы, к этому отношения, но их популярность привлекает в регион тех же любопытных туристов. Вот и получается бесконечный круговорот. Думая на перспективу, агробизнесу в районе дают зеленый свет.

При райисполкоме создали специально рабочую группу, в ее составе — экономисты, финансисты, юристы, другие специалисты, которые готовы подсказать наиболее приемлемый выход из любой сложившейся ситуации. На одном из последних заседаний, например, рассматривали вопросы, связанные с предоставлением кредитной поддержки бизнесменам из села. За последние 11 лет этим воспользовались 18 субъектов агроэкотуризма. 

Привлекаем к участию в работе межведомственного экспертно-координационного совета по туризму, действующего при исполкоме. Подсказывает новаторские идеи, обсуждаем перспективы многообещающих проектов.

Вдобавок у нас часто проходят различные конференции, семинары, региональные тематические выставки, тренинги, обучающие туры. Главная цель — научить хозяев сельских усадеб презентовать свою изюминку, заявить об уникальности предлагаемого турпродукта. Как ни странно, но именно современные IT-технологии сопутствуют активной популяризации и привлечению гостей, туристов в глубинку.



— Своего рода флагманом в данной сфере выступает «Велесов путь», не так ли? В чем преимущество столь необычно названного агротуристического кластера?

— Пять лет назад мы первыми на Витебщине заявили о создании потребительского кооператива по развитию агротуризма. Назвали его «Велесов путь» в честь славянского языческого бога Велеса. Хотели привлечь больше туристов, реализовать новые интересные идеи для агробизнеса. Удалось.

В состав кластера вошли пять агроусадеб и крестьянско-фермерское хозяйство. Объединяясь, они не потеряли свою неповторимость, скорее дополнили друг друга. «Велесов путь» предлагает отдыхающим в летний зной опуститься на дно озера с аквалангом, пожить в индейских вигвамах, зимой прокатиться на собачьей упряжке, попробовать народные блюда и деликатесы, погрузиться в чарующий мир дикой природы. Например, «Медвежий угол» находится в чаще леса.

Возглавляет кооператив Александр Цвирко, хозяин усадьбы «Заповедный остров» неоднократно признавался лучшим в стране в разных номинациях. Недавно его включили в топ-10 самых романтичных агроусадеб Беларуси, наравне с все тем же «Медвежьим углом». Много наград имеют и другие представители «Велесового пути». Например, по итогам прошлого года «Краіна мар» названа победителем республиканского туристического конкурса «Познай Беларусь» в номинации «Инновации в агроэкотуризме», «Утрина» — дипломант как «Этноусадьба». 

Единый туристический маршрут «Велесов путь» в допандемийный период успели посетить гости из 17 стран, в том числе России, Латвии, Израиля, Украины, Германии, КНР. На финишной прямой — не менее уникальный проект международной технической помощи «Креативная деревня: предприимчивость + творчество + сотрудничество = устойчивое развитие», программа которого включала обучение навыкам сельского предпринимательства, проведение мастер-классов по народным промыслам, фестиваля «Креативная деревня».

Две усадьбы потребительского кооператива оборудовали элементами безбарьерной среды, что позволило расширить клиентскую базу и спектр инклюзивных туристических услуг. Зеленый туристический маршрут с элементами безбарьерной среды «Велесов путь-инклюзив», который стал первым в районе для людей с ограниченными возможностями.


— Все ли идеи себя исчерпали?

— Родная природа вдохновляет на новые рискованные проекты. Выступаем инициаторами создания других кластеров, привлечения к популяризации туристического потенциала озерного края, нематериального историко-культурного наследия мастеров, ремесленников, работников учреждений культуры, образования, природоохранных организаций.

Задача у всех одна — сделать свой край еще краше, милее и богаче. Каждый со своей стороны может предложить свои идеи, а реализовать их постараемся совместными усилиями. 

Глубоччина из года в год привлекает внимание огромного количества туристов. Разработаны различные маршруты, в том числе исторические, патриотические. Развивается событийный туризм. Думаю, мы на правильном пути и в перспективе нас ждут успешные решения поставленных задач. 

P.S. Агротуризм, динамично развивающийся во всем мире, не подразумевает полный отказ от всех благ цивилизации, просто они отходят на второй план уступая место возможности уединения в тиши в полной гармонии с природой. Сегодня в стране насчитывается порядка трех тысяч агроусадеб. Внутренний туризм продолжает наращивать обороты, содействуя развитию сельских территорий, популяризации культурного наследия. Многие хозяева усадеб пекут хлеб на закваске, делают домашние масло, творог, готовят мясные деликатесы, соления по старинным рецептам, угощают ароматным травяным чаем. 

Что-то особенное есть у каждого. Но чтобы понять это, нужно отправиться на отдых в глубинку, например, Глубокскую.

bernikovich@sb.by

Фото Елены МЕНЖИНСКОЙ, автора и Аллы ГАЛАЙ.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter