Сельская торговля идет в город

Эксперимент гродненских кооператоров приносит плоды

Годами потребкооперация работала по накатанной колее, не проявляя рвения к чему–то новому. Торговля катилась по наклонной, производство ветшало, а закупки овощей, фруктов, ягод у населения постоянно снижались. Гродненские кооператоры поняли, что без перемен окажутся в тупике. И почти три года назад решились на перестройку устаревшего механизма. Сломали закостеневший управленческий хребет и сформировали областное потребительское общество. На правах филиалов туда вошли все 18 региональных подразделений и 9 унитарных предприятий. Произошла не просто смена вывески. Впервые создали не только единый расчетный центр, но и в одни руки взяли огромные товарные потоки. Такой структуры пока нет ни в одной области страны. Насколько оправдывает себя этот эксперимент? Посмотрим на примере торговли.


Контрасты кооперативной торговли сегодня сплошь и рядом. В бывшей деревне Грандичи, расположенной на выезде из Гродно в сторону литовской границы, я не раз бывал. Место там бойкое, много транзитного транспорта. Вот только редкий водитель тормознет у стоянки, чтобы прикупить чего–нибудь в дорогу. Пять лет назад деревню, вытянувшуюся вдоль трассы на три километра, присоединили к городу. Однако магазин так и остался «сельским». Такой же убогий с виду, он и внутри по–прежнему выглядит не ахти. Ассортимент товаров, как и много лет назад, бедный. Насчитал всего пять сортов колбасы. А на хлебной витрине лежали только черствые кирпичики и пару батонов. Не густо...


Пока находился в магазине, не встретил там ни одного покупателя. Продавец Татьяна Мицкевич откровенно скучала. За день сюда заходит до сотни человек. Коль товаров кот наплакал, что тут возьмешь? Большинство жителей новой улицы Грандичской предпочитают другие торговые точки, хотя и далековато от дома.


Проехал чуть дальше и оказался в соседней Зарице. Теперь это тоже уже не деревня, а городской густонаселенный микрорайон с коттеджной застройкой. Еще полгода назад там работал всего один небольшой кооперативный магазин. Его в прошлом году снесли, а на том месте построили универсам. Людмила Зятикова пришла сюда за покупками с дочкой Дашей:


— Все, что нужно, в магазине есть. Теперь не надо тащить продукты за 5 — 7 километров, значительно экономится время. Нам бы еще детский сад сюда...


Вот такие гримасы торговли на окраине Гродно. А если заглянуть в глубинку, там картина еще более пестрая. Увидеть в провинции современные торговые объекты — редкость. Тенденция здесь другая. Ежегодно в области закрываются 50 — 60 сельских магазинов. Взамен пускают автолавки. Только в прошлом году по дорогам региона стали колесить 38 новых машин. Нынче передвижной торговый парк пополнят еще 37 специальных автомобилей. Но чтобы регулярно доставлять товары даже в самый отдаленный уголок, нужны немалые средства. Где их сегодня взять кооператорам? Суть эксперимента раскрывает председатель правления Гродненского областного потребительского общества Станислав Микша:


— Когда начинали реорганизацию, сразу же определили: деньги будем зарабатывать различными способами, в том числе и в городах. Что это значит? После скрупулезного анализа пришли к выводу, что сейчас дадут эффективную отдачу большие торговые дома. Четыре из них в Гродно уже построили. Два занимают площадь более тысячи квадратных метров каждый. Еще три магазина готовятся к открытию.


В одном таком «тысячнике» — кстати, крупнейшем кооперативном магазине в стране — я недавно побывал. Впечатлил не только богатый выбор продовольственных товаров, различной домашней утвари первой необходимости. Приятно удивило то, что почти вся продукция на прилавках — белорусского производства, что в городских магазинах такого формата встретишь нечасто. На видном месте — товары собственного изготовления предприятий облпотребобщества. Это хлебобулочные и мясные изделия, квашеная капуста, соленые огурцы и многое другое. Спрос на такие продукты постоянный. Такой факт. Осенью кооператоры засолили 700 килограммов груздей, а оптовых покупателей на них долго не могли найти. Пришлось грибы выставить на продажу в собственные супермаркеты. Не прошло и недели, как товар разошелся.


Станислав Микша не скрывает, что «вторжение» в городскую торговлю приносит плоды:


— И хотя мы только в начале пути, есть уже неплохие результаты. Только в двух наших новых магазинах–«тысячниках» розничный оборот в январе составил такую же сумму, как и во всех торговых точках Свислочского района. При этом в районе 287 торговых работников, а в этих супермаркетах — почти в три раза меньше. Разница очевидна. Напрашивается вывод: по такому пути нужно двигаться дальше. Но как? Когда мы начинали строительство 7 торговых объектов в городах, то использовали собственные средства, а также кредиты под 15 процентов. Теперь же банковская ставка — 48 процентов. Как ее потянуть, не имея пока в достатке оборотных средств?


С начала эксперимента за неполные три года Гродненское областное потребительское общество в строительство, модернизацию производства, приобретение машин и оборудования вложило более 400 миллиардов рублей, еще 170 планируется направить в этом году. Впрочем, инвестиции текут не только в торговлю. Гродненские кооператоры пошли дальше на свой страх и риск. На очереди — реконструкция хлебозавода в Ивье. Новый проект — закупка лазерной линии по очистке дикорастущих ягод. В прошлом году здесь заготовили 1.000 тонн черники, чего ранее никогда не было. Ее, неочищенную, продавали в Польшу и Литву по минимальной стоимости. По новой технологии экспортный товар будет стоить намного дороже. Это тоже один из способов, чтобы сделать работу потребкооперации более эффективной.


Cправка «СБ»


В Гродненской области в системе потребкооперации насчитывается 1.245 магазинов, в том числе на селе — 905. Их обслуживают почти 7 тысяч торговых работников из 10.300 человек, находящихся в штате облпотребобщества. Ежедневно товары в отдаленные деревни доставляют 122 автолавки.


Фото автора.

 

Советская Белоруссия №31 (24414). Вторник, 18 февраля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter