Сельская школа обгонит городскую?

Говорят, чем меньше школа, тем больше внимания ученику, а значит, знания — более качественные. Сельские школьники не знают именитых репетиторов, а в вузы поступают наравне с городскими ребятами. Но оптимальной модели сельской школы не существует. Они все разные. Как и сами учителя и дети. Корреспондент “НГ” познакомилась с тем, как развиваются учреждения образования в Верхнедвинском районе.
С любовью к родным местам
Удивительно, но факт: в поселке Освея большинство учителей (80 процентов) сами когда-то были учениками своей Освейской школы. Елена Васильевна Шинкевич когда-то начинала свой трудовой путь пионервожатой, а теперь — директор школы, преподает русский язык и литературу. На ее плечи лег нелегкий груз — капитальный ремонт школьного здания. С октября прошлого года здесь приступили к кардинальному обновлению кровли, окон, внутреннего интерьера.
— Ремонт школы на учебном процессе не отражается, — говорит Елена Шинкевич. — Занятия в кружках и секциях продолжаются, проводим все праздники.
Освейский народ закален условиями севера Беларуси, капризных здесь не бывает. Сказано — сделано. Да и районные власти помогают, председатель Верхнедвинского райисполкома Игорь Маркович лично приезжает посмотреть, как идет обустройство школы.
— Освейская школа — перспективная, — говорит начальник отдела образования Верхнедвинского района Надежда Воронович. — Сейчас в ней обучается 262 учащихся, из них 111 приезжают из близлежащих деревень. Второй год школа имеет свой автобус для подвоза детворы. Самая отдаленная деревня — Игналина, из нее приезжает 9 учеников.
Ежегодно освейские выпускники поступают в самые престижные вузы. Например, в медицинский...
— Вообще, мы не делим школы на городские и сельские, — говорит Надежда Воронович. — Все находятся в равных условиях. Важно любить свою малую родину и делать все, что ты можешь, для ее процветания. В этом учебном году к нам в район приехало 26 молодых педагогов. 19 из них — родом отсюда.
К следующему учебному году порадуются жители Освеи обновленному зданию школы. И не только школы. Полным ходом в Освее идет и капитальный ремонт детского сада. В нем — просторные светлые комнаты, а главное — очень теплые.
С любовью к труду
Освейским ребятам всегда есть чем заняться. Детская музыкальная школа, конно-спортивная, Дом культуры, библиотека, тренажерные залы и компьютерный клуб. Выбирай занятие по душе. После занятий, по субботам мальчишки гурьбой спешат к своему учителю Виктору Владимировичу Затюпо, чтобы научиться резьбе по дереву. Своими руками учитель и его ученики починили всю  школьную мебель. Директор не нарадуется: мальчишки заняты трудом и правонарушений по школе нет. Даже те ребята, которые считались неблагополучными, стали мастерить столы, стулья, заработали себе на карманные расходы, а на каникулах на экскурсию в Минск поехали.
— У нас в районе ребята всегда выходят победителями на олимпиаде по технологии, — с гордостью рассказывает Надежда Воронович. — К труду приучены с раннего детства.
С любовью ко всему новому
Директор Шайтеровской школы Татьяна Анатольевна Разумная — большой энтузиаст в развитии всего нового и перспективного.
— В школе должно быть все самое лучшее и красивое, — говорит она. — Тогда ребята больше начинают ценить общественное, сами тянутся к новым вершинам.
В спортзале школы тренировки идут допоздна. Вечером приходят позаниматься и шайтеровские взрослые. Заглянула в библиотеку — и там многолюдно. Удивительно, но факт — сельская молодежь тянется к новым знаниям.
А еще учеников удалось увлечь сбором металлолома. За вырученные от сдачи вторсырья средства для школы уже купили и дополнительную оргтехнику, и микроволновку в кабинет обслуживающего труда. Каждый ученик — наш капитал

О тенденциях развития школьного образования на селе наш разговор с начальником управления образования Витебского облисполкома Иваном Щурком.
— Иван Антонович, насколько помогает государственная программа возрождения и развития села улучшить материально-техническую базу сельских образовательных учреждений?
— За последние три года финансирование школ в агрогородках области возросло в пять(!) раз. Если в 2005 году на укрепление материально-технической базы учреждений образования, согласно паспортам агрогородков, было затрачено 4,5 миллиарда рублей, то в 2007-м — уже 19,7 миллиарда рублей. В этом году у нас под контролем 69 объектов 45 агрогородков. 29 из них планируем капитально отремонтировать.
— В программе развития общего среднего образования предусмотрена возможность создавать региональные центры профильного обучения на старшей ступени в каждом районе. Что за этим стоит?
— Запросы родителей и детей подталкивают школу не стоять на месте. Чтобы не потерять ученика, школа обязана предложить ему качественное образование. Этот год является переломным в системе образования. К сожалению, у нас еще много малочисленных школ. Наибольшее их количество в Лиозненском и Поставском районах (по 5 начальных школ с количеством 5—9 учащихся). Это связано с тем, что мы всегда стремились приблизить школу к месту жительства учеников. При нынешней демографической ситуации общеобразовательная сеть нуждается в реорганизации и оптимизации. Наша позиция управления остается прежней: закрытие и реорганизацию школ необходимо проводить с учетом перспектив численности учащихся, возможности реализации учебного процесса в соответствии с современными требованиями, потребностями и запросами самих учащихся и их родителей, развитием экономики на селе.
Почти три четверти учащихся 10—11-х классов из сел обучаются в профильных классах с дифференцированным обучением. В области организовано 208 школ с углубленным уровнем изучения отдельных предметов, 489 гимназических и 232 лицейских класса. Именно благодаря этой работе наблюдается ежегодная тенденция роста поступления школьников в вузы. В том числе и из сельской местности. Если в 2005 году в вузы республики поступало 36,8 процента выпускников сельских школ, то в 2007 — уже 40,8 процента. Ежегодно у нас открываются учреждения образования нового типа. В прошлом году в Лепеле открыли гимназию, в Барани лицей, в этом году гимназия появится и в Бешенковичах.
Профильное обучение позволяет учащимся осознанно и ответственно подойти к выбору будущей профессии. Нет для школы важнее задачи, чем развитие индивидуальных способностей каждого ученика.
— Витебская область пятый год подряд занимает второе место по результатам заключительного этапа республиканских предметных олимпиад, уступая команде Минска. С чем вы связываете этот успех?
— С тем, что средняя школа умеет скоординировать свою работу вместе с профессорско-преподавательскими кадрами вузов. По сути, создается система непрерывного образования. Признание и медали на международных олимпиадах — это хорошо. Детям нужны не “натаскивания” на олимпиадные задания, а перспективные развивающие программы, постоянная педагогическая, психологическая поддержка.
Среди победителей заключительного этапа Республиканской олимпиады в прошлом году стали  13 школьников из девяти сельских районов области. В этом году победителями и призерами областного этапа олимпиады стали ребята из 19 сельских районов. Малодолецкая базовая школа Ушачского района дала нам двух победителей по биологии и белорусскому языку. Из Новопогостской средней школы Миорского района десятиклассница Елена Хахель получила диплом І степени по белорусскому языку. В лидерах у нас — Лужеснянская школа-интернат-гимназия, чьи воспитанники ежегодно являются победителями и призерами олимпиад различного уровня. Только на областной олимпиаде этого года у них 47 победителей.
— Насколько выполняется на селе социальный стандарт обеспеченности учащихся персональными компьютерами?
— Этот стандарт по области выполнен полностью. Нет школы, где бы не было компьютеров. Во всех школах агрогородков — современные компьютерные классы. В Новкинской СШ Витебского района — два компьютерных класса. В Полоцком районе создают малые компьютерные классы и тем самым перевыполняют задания. Из 572 школ 302 (70 процентов) имеют выход в Интернет, а в этом году все школы без исключения должны подключиться к глобальной Сети. Мы выделяем 2,7 миллиарда рублей на программу информатизации, средства пойдут на сервисное обслуживание компьютерных классов, модернизацию библиотек как центров информационных ресурсов, создание медиотек. Значительный шаг в обновлении компьютерной техники сделали школы Браславского, Верхнедвинского, Витебского, Глубокского, Поставского, Шумилинского районов. Постепенно к компьютеризации переходят и школьные библиотеки.
— Сколько детей сегодня имеют возможность воспользоваться проездом к месту учебы на школьном автобусе?
— Половина школьников, а это более 7 тысяч человек, имеет возможность подъехать к школе на общественном или транспорте хозяйств, остальных подвозят автобусы отделов образования. Школы области сегодня имеют 123 автобуса, и на их приобретение запланировано в этом году 1,7 миллиарда рублей.
В связи с изменениями в системе оплаты за проезд все учащиеся сельской местности получили проездные билеты, подтверждающие право на бесплатный проезд к месту обучения.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter