В агрогородоке Дотишки открыли школу

Село и школа

Школа в агрогородке Дотишки — в стране единственная сельская, которая в этом году впервые распахнула свои двери

Виолетта Руселевич, одиннадцатиклассница из Вороновского района, за последний год сменила школу дважды. Окончив девятилетку в родной деревне Старая Казаковщина, в десятый класс пошла в соседнем Погородно. Нынче же каждое утро ее путь лежит в агрогородок Дотишки. Местная школа — в стране единственная сельская, которая в этом году впервые распахнула свои двери.


Большая перемена


Гордые первоклассники в деловых костюмчиках и первоклассницы с пышными бантами, спрятавшись за огромными букетами, держась за руки родителей, спешили на свою первую линейку. У ворот один за другим притормаживали автомобили с гостями праздника — губернатором Семеном Шапиро, министром образования Сергеем Маскевичем, председателем райисполкома Николаем Розумом... Возле остановки припарковался и новенький желтый школьный автобус, буквально на днях переданный на баланс Вороновского отдела образования, спорта и туризма с конвейера МАЗа. Именно на нем и будет ездить в школу Виолетта. Как и другие ребята из деревни Старая Казаковщина, что примерно в 15 километрах от Дотишек.


— Может быть, я бы и в Погородно доучилась, однако в этом году там были бы большие проблемы с подвозом. Кроме того, мою сестру–шестиклассницу тоже перевели в Дотишки. Ведь нашу базовую школу в Казаковщине летом закрыли, — рассказывает одиннадцатиклассница.


Закрыли школу и в Енчах, и старенький Дотишский «вагончик» (так в шутку прозвали базовую школу образца 1960–х из–за особенностей конструкции — в один коридор). Новое же среднее учебное заведение — трехэтажное, построенное по абсолютно нетиповому для села проекту, — рассчитано на 216 учеников. Пока за парты сели чуть более 180 человек из 25 окрестных деревень.


Министр образования Сергей Маскевич метко заметил: в Дотишках построили не просто школу — особый культурно–образовательный центр. Есть даже мобильный лингафонный класс. Соответствующее программное обеспечение уже установлено. И если раньше самой современной технической «примочкой» был телевизор, то теперь во многих кабинетах замечаем компьютеры. А еще — уютный актовый зал, просторные спортивный и тренажерный, вместительная столовая...


— Спортивного и тренажерного зала мне в школе как раз не хватало! — радуется Виолетта. — Будет чем время занять после последнего урока до отправления школьного автобуса. Кроме того, запишусь на факультатив, подтяну знания перед поступлением.


И действительно, одна из особенностей сельских школ в том, что далеко не все дети могут вернуться домой сразу после окончания последнего урока. Примерно половине придется учитывать и расписание школьного автобуса. Две машины вмещают максимум по 25 человек. А значит, придется делать по два рейса. Разнести расписание занятий не получится — подвозятся дети из разных классов.


— С пользой провести время школьники смогут на факультативах. Кроме того, если им придется ждать более двух часов, будет предусмотрено дополнительное питание, — заверяет начальник отдела образования, спорта и туризма Вороновского райисполкома Елена Ганевич.


Ставка на крепкого середнячка


В масштабе страны открытие этой школы — хоть и небольшое, но все же достойное внимания событие. Тенденция–то нынче обратная. Во многих районах все еще чувствуется демографический спад. И в сельских учебных заведениях естественная «убыль» больше «прибыли».


— Если здесь появилась школа, значит, местная администрация уверена, что у Дотишек как агрогородка и прилегающих к нему территорий есть перспектива, — высказывает свое мнение Сергей Маскевич.


Мы шагаем по улицам Дотишек и ловим себя на мысли: а где еще строить школы, как не в подобных центрах хозяйств? Местный СПК считается одним из сильнейших в области. Именно он притягивает к себе рабочую силу. Созданной инфраструктуре позавидуют многие райцентры: здесь и современный клуб, и библиотека, и ФАП...


Директор Дотишской школы Валентина Люленко не скрывает гордости, мол, еще будучи базовой, она давала хорошие знания:


— На протяжении последних 5 лет по итогам соревнований среди подобных учебных заведений мы выходили лидерами. Став средней школой, эту планку не опустим. К слову, двое наших выпускников зачислены в училище олимпийского резерва, среди них есть и член национальной команды по легкой атлетике...


У медали этого оптимизма, впрочем, есть и обратная сторона. Молодежь, получившая хорошее среднее образование, стремится продолжить учебу в областном центре или в столице. Такая ситуация волей–неволей провоцирует еще большую волну внутренней миграции, превращая перспективные деревни, наполненные голосами детей, в стариковские. Значит, надо работать на упреждение. А кому, как не сельской школе? Хотя бы на уровне профессиональной ориентации. Вот и Виолетта Руселевич ожидаемо мне заявила: видит себя специалистом в области банковского дела, где–нибудь в городе...


— То, что мы детям даем знания, которые позволяют поступать в любой вуз, — это очень хорошо. И наши родители мечтали о том, чтобы мы получили достойное образование. Только и в сельском хозяйстве оно необходимо. Техника поступает такая, что работать на ней уже сейчас нельзя без «корочки» как минимум ссуза. Возвращаются ли специалисты? Не столько, сколько хотелось бы, но возвращаются. Половина после распределения закрепляется. Как увеличить этот процент? Другого решения быть не может: нужно создавать условия для работы и для жизни, как в городах. Поэтому строим современные фермы, мастерские, дома, развиваем инфраструктуру, — уверен председатель Вороновского райисполкома Николай Розум.


Услышал я и такое мнение. Мол, один из бывших руководителей района всегда наставлял: лучшие выпускники в любом случае уедут и вряд ли вернутся. Вот, скажем, парнишка из деревни Заболоть в этом году стал призером международной олимпиады по информатике. Понятное дело, что в Вороновском районе его знаниям и умениям будет тесно. Поэтому нам лучше мотивировать на работу в районе не отличников, а крепких, толковых середнячков.


Каким образом? Деревенская школа в идеале должна быть интегрирована с местным хозяйством. А помимо стандартных уроков истории с географией, здесь должны обучать и сельскому хозяйству. Этакий учебно–производственный комплекс с профильным уклоном. Заместитель руководителя СПК «Дотишки» Иван Рогов заверяет — их специалисты в течение учебного года обязательно заглядывают к школьникам:


— Встречаемся с выпускными классами, приводим ребят на экскурсию в мастерские, на фермы, в современные доильные залы, чтобы заинтересовать, показать условия работы. К тому же мы можем отправить за свой счет на учебу не только в профессионально–технические учебные заведения. Ежегодно несколько человек таким образом получают высшее образование. Надеемся на отдачу.


Комментарий


Министр образования Сергей Маскевич:


— В районных центрах и крупных агрогородках мы собираемся развивать сеть общеобразовательных лицеев. Чтобы полнокомплектно формировать 10 — 11–е классы ребятами, мотивированными на поступление в вузы. Кто останется работать в деревнях? Те, кто после базовой школы пойдет в систему профессионально–технического и среднего специального образования. Таких около 40 процентов. Поступить в университет, получив профессию, они смогут всегда.

 

Советская Белоруссия №167 (24304). Пятница, 6 сентября 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter