Конфликт на Ближнем Востоке может перерасти в полномасштабную войну

Сектор в огне

Спокойнее в секторе Газа не становится, и самое главное, ясности в решении серьезнейших проблем пока нет. Что ожидает регион в ближайшем будущем?


Шаг до катастрофы

Идут военные действия, гибнут люди. А что вокруг? Полная неразбериха. Жесткой критике, какой, пожалуй, в его карьере еще не бывало, подвергся Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. И дело даже не в том, что кто-то кого-то неправильно понял. Даже в период пандемии ему так не доставалось. А всего-то стоило сказать, что атаки Хамас произошли не в вакууме, то есть не на пустом месте. Как на самом деле понять, что в этих словах прочел Тель-Авив? Истина, похоже, затерялась где-то посередине. Как сказал Президент Беларуси Александр Лукашенко, выход один — создавать палестинское государство, как это было решено еще в 1947 году. То, что происходит сейчас в секторе Газа, израильскому и палестинскому народам не надо. Нужно сесть за стол переговоров, договориться раз и навсегда о границах своих государств, и только потом можно предъявлять какие-либо претензии, считает белорусский лидер.

США, как будто все еще незримый участник этого конфликта, перебросили на Ближний Восток около 1000 военных — партия не первая и, скорее всего, не последняя. И эскадрилью истребителей F-16 — а вот это впервые. При этом вся мировая пресса пестрит заголовками о том, что именно США сдерживают наступление Израиля. Выходит, они снова заказывают музыку? Пока утверждать не будем, но если путем стимулирования локальных конфликтов кто-то будет пытаться спасать свои доминирующие позиции в мире, то в таком случае и до третьей мировой войны недалеко. Ведь очевидно: если Израиль все-таки начнет полномасштабную операцию в Газе, на защиту сектора с высокой долей вероятности встанет Иран. Тогда Штатам придется вступиться за Израиль, и это будет уже далеко не локальный конфликт…

За и против

Тем временем с четвертой попытки ООН все же приняла резолюцию, в которой призывает прекратить огонь в секторе Газа. Более сотни стран проголосовали за. А кто же против? Всего-то 14 государств, включая Израиль и США. Похоже, они огорчены тем, что в документе нет ни одной строчки, в которой бы осуждались действия Хамас. Принятая резолюция пока никак не повлияла на интенсивность бомбардировок анклава. Но все же это очень важный шаг. Он означает, что большинство стран на нашей пока еще голубой планете не хотят, чтобы она превратилась в безжизненную пустыню.

Дело, казалось бы, за малым: объединить единомышленников и найти аргументы для тех, кто колеблется. Ведь в этом вопросе отсидеться в стороне в надежде, что все как-нибудь само собой разрешится, не получится. Поэтому приезд в Минск на международную конференцию высокого уровня «Евразийская безопасность: реальность и перспективы в трансформирующемся мире» статусных европейских политиков и экспертов с Запада и Востока — позитивный сигнал.

Скрытые мотивы

Многие понимают, что Ближний Восток — очередная, но не факт, что последняя, точка на мировой карте, где распространяются интересы вашингтонских «миротворцев». Ближневосточный конфликт — тема тонкая, так как основана на религиозных и территориальных противоречиях. В Беларуси рады всем, кто не претендует на ее территорию и не учит нас жить: мы, как независимая и суверенная нация, самостоятельны в своих решениях. Поэтому касаясь темы конфликта на Ближнем Востоке, не хотелось бы становиться сторонником какой-либо позиции, пусть все интересующиеся, выслушав все стороны, делают выводы сами.

По нехорошей международной традиции ни один вооруженный конфликт не обходится без США и Белого дома, а также их оружейного бизнеса. И по обострившемуся противостоянию в данный момент много вопросов. Первый и, наверное, главный: как такая армия, как ­ЦАХАЛ, не смогла предотвратить проникновение представителей палестинского подполья на территорию Израиля? Тем более что армия и спецслужбы этой страны всегда позиционировали себя как непобедимые. По факту дыра в заборе стала причиной начала войны, а знаменитый на весь мир любитель многоходовых запутанных схем Моссад оказался бессилен.


Кому война, кому бизнес

Примечателен также тот факт, что после начала боевых действий в секторе Газа был опубликован пост Эбби Андерсон, одной из сотрудниц американского оружейного гиганта Lockheed Martin, в котором она утверждает, что начался лучший период ее карьеры: акции этой компании стали расти. Мол, благослови, Всевышний, США. Хочется спросить: на какие подвиги? Если кто-то еще сомневается в том, что США — главный бенефициар любого вооруженного конфликта, еще интересный момент. Израильские медиаресурсы демонстрируют трофейные гранатометы. Ближневосточные Telegram-каналы сообщали, что ХАМАС открыто поблагодарил Киев за продажу ему оружия. А по информации этих источников, большая часть натовских гранатометов, использовавшихся палестинцами в операции против Израиля, была поставлена из Украины.

Конфликт на Ближнем Востоке не похож на другие. В том, что 7 октября произошла провокация, нет сомнений. Значит, противостояние кому-то выгодно. Но как же тысячи погибших с обеих сторон? Получается, что для кого-то война — это смерть, а для кого-то — возможность продать как можно больше оружия.

Тактика постепенного продвижения

Наземная операция Израиля в секторе Газа может продлиться от шести недель до шести месяцев — такой прогноз публикует агентство Bloomberg со ссылкой на высокопоставленные израильские источники. Отмечается, что вместо массированного вторжения Израиль избрал тактику постепенного продвижения. Правительство Израиля намерено уничтожить движение ХАМАС как организацию и планирует создать буферную зону в секторе Газа, чтобы избежать нападений, подобных атаке 7 октября.

Алексей Авдонин, аналитик Белорусского института стратегических исследований:

— США готовы пойти на крайние меры. Вплоть до применения тактического ядерного оружия в этих регионах для демонстрации своего превосходства. Чтобы понимать, для чего США нужны глобальные конфликты, приведу цифру: 55 % ВВП Соединенных Штатов, если брать все компании, вовлеченные в производство вооружения и военной техники, формируется военно-промышленным комплексом этой страны. Если во всем мире мир, эти оборонные корпорации работать не будут и ВВП резко снизится. А война дает возможность поставлять вооружение. Но обратите внимание на главный маневр, который сегодня произошел. Почему от Украины отказываются? Потому что в Украине сначала за вооружение и военную технику платила сама Украина, потом — европейцы, а затем — различные корпорации и фонды. Но результата не достигли. Понятно, что на каком-то этапе живых денег просто не стало. От Украины как от неплатежеспособного клиента отказались, а долги повесили.



Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter