Сектор государственной устойчивости

Госпредприятия стали тем каркасом, который позволил белорусской экономике устоять во время шторма последних лет

Однозначно дискуссию о целесообразности сектора государственных предприятий можно снять с повестки дня. Конечно, можно спорить о нюансах, но в целом белорусская экономическая модель продемонстрировала свою устойчивость. Ее не разрушил ковид, не сломали и санкции. Храбро принял удар и бизнес. По крайней мере некоторая его часть. Но каркасом, который позволил устоять во время экономического землетрясения, были государственные предприятия. Именно они сыграли роль рычага, благодаря которому ситуация осталась управляемой.

Модель из жизненных реалий

В экономике и государственном строительстве любая концепция, идея, теория, модель имеют право на жизнь. Более того, могут быть даже эффективными. Но при определенных условиях.
А они никогда не повторяются. В общих чертах история может и развивается по спирали, но каждый виток имеет свои особенности. Причем в каждой стране и регионе они обладают непередаваемыми оттенками.

Поэтому когда говорят про благо «чистого» монетаризма, неоклассических или кейнсианских подходов… Можно только пожать плечами. Концепции интересные, но в своем первозданном виде утопичны. В мире давно в моде эклектика.
И экономический инструментарий собирается исходя не из «лабораторных» концепций, а из реальной ситуации.

В случае Беларуси она такова, что нам нужно было выстраивать не просто социально ориентированную модель, а с сейсмологической устойчивостью. Периоды потеплений и охлаждений с тем же Западом предполагали рано или поздно возможность тектонических сдвигов. 
Когда и где произойдет очередной катаклизм, ученые не могут спрогнозировать. Но в некоторых регионах к ним надо быть готовыми всегда. И в планировку городов, проекты зданий закладывать эту угрозу.

Собственно говоря, такие каркасы устойчивости и проектировали изначально в нашей экономической модели. Нередко приходилось слышать об излишней мнительности. Но слишком реальными были основания для опасений. По большому счету санкции и ограничения для нашей страны в мировой экономике существовали всегда. Вопрос был только в количестве. Поэтому ожидания землетрясения вполне оправдались. Причем одно за другим произошли сначала пандемийные «толчки», затем — тряска, вызванная геополитическими причинами.

Гнутся, но держат

И ребра жесткости нашей экономики сработали. Да, иной раз гнулись, но выстояли. А их роль сыграл именно государственный сектор. В самые непростые месяцы — весной и в начале лета 2022 года, когда пакеты рестрикций стремительно выскакивали из-под перьев западных политических чиновников, было много непонятного.

Сегодня по большому счету определенностей больше, чем было тогда. Если не все, то многие точки над «i» расставлены. Но в условиях многогранной турбулентности немалое количество частных компаний и инвесторов решили сделать паузу. Чтобы оглядеться, осмотреться, но, самое главное, максимально выйти в кеш и подождать дальнейшего развития событий. Этакий деловой вариант сидения на чемоданах. Кстати, практика западных стран показала: никакое государственное давление не может заставить частников работать, когда они этого не хотят. Стоит вспомнить хотя бы историю с пикировкой Байдена и нефтяных магнатов. Многого Белый дом добился? Пришлось распечатывать стратегические запасы. Тоже вмешательство в пресловутый рынок. Только не очень эффективное.
В Беларуси пошли другим путем. Прямой контроль государства оставили не за хранилищами, а за стратегическими отраслями. И когда возникают сложные моменты, государство, пользуясь правом собственника, решает их через производственный актив.
Этот подход очень много и часто критиковали. Но он оказался рабочим и эффективным. В том числе в период пандемии. И геополитических разломов. Конечно, некоторые моменты еще стоит подшлифовать. Но в целом наша модель показала себя достаточно конкурентоспособной. Особенно по сравнению с теми же европейскими подходами, когда государство выступает не участником экономических процессов, а наблюдателем-регулятором.

Цена должна быть справедливой

Оказалось, что одного законодательно-административного окрика мало для решения проблемы. Например, энергетической. Собственно говоря, в той же Германии это уже поняли. Поэтому ряд энергетических активов давят административным ресурсом, фактически банкротят (на мой взгляд — совершенно сознательно) и таким образом восстанавливают государственный контроль над критической отраслью. Точнее, пытаются.

Сколько уйдет времени на формирование полноценной механики — сложно сказать. Достопамятная Маргарет Тетчер почти 20 лет приватизировала крупные государственные компании. Теперь, видимо, ее преемникам придется столько же времени потратить, чтобы вернуть реальный контроль над экономикой. Процентная ставка и бюджетный канал уже не работают. Если и влияют на результат, то не столь значительно, чтобы решать стратегически проблемы.
В Беларуси государство может напрямую влиять на ключевые отрасли через государственные активы. Но при этом сохраняется конкурентная среда.
Да, в силу небольших размеров национальной экономики у нас не может быть много производителей в тех же машиностроении, нефтепереработке и некоторых других сегментах. Но у нас открыты границы для российских товаров, единое экономическое пространство в рамках ЕАЭС.
Есть место и для частного бизнеса, и он играет значительную роль в ряде сегментов. Но государственные предприятия способны обеспечить потребности страны в стратегической продукции при любой погоде.
Открыт вход на рынок и для новых игроков. Другой вопрос, что регуляторика через активы в значительной степени исключает спекулятивные моменты. Соответственно, и сверхприбыли. Но таковы правила игры в нашей социально ориентированной модели: цена должна быть справедливой, как и доходы.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter