Секреты разведчика

Читая Карпова, веришь каждому его слову

Читая Карпова, веришь каждому его слову

Когда появлялись его новые книги, они всегда становились явлением в литературе. Будь то «Двадцать четыре часа из жизни разведчика» или «Полководец», «Маршал Жуков, его соратники и противники в годы войны и мира» или «Генералиссимус»…

И вот новая книга Владимира Карпова «Гибель и воскрешение разведчика» (М.: Вече, 2010). Она вышла уже после смерти известного писателя. Это произведение как бы вновь напомнило о нем — общественном деятеле, Герое Советского Союза, достойнейшем человеке, чье имя высечено золотыми буквами в Зале воинской славы на Поклонной горе.

Вспомнились далекие уже семидесятые годы. На белорусской земле тогда, образно говоря, высадился крупный писательский десант как раз накануне Дня освобождения страны от немецко-фашистских захватчиков. В Витебск с группой литераторов-побратимов прибыл Владимир Карпов. Мне, к счастью, довелось брать у него интервью. Вот что сказал тогда Владимир Васильевич:

— Почему я оказался в городе над Двиной? Константин Симонов поехал в Могилев, где когда-то сражался с ненавистным врагом, Сергей Смирнов — в Брест, в свою, как он любит говорить, Брестскую крепость. А мы с Евгением Воробьевым решили ехать сюда, в древний Витебск. Здесь мы воевали, здесь мы рисковали, не жалея жизни, здесь мы побеждали… Знаете, душой прирос к белорусской земле.

И это сущая правда. Быть армейским разведчиком — все равно что ходить по лезвию бритвы: риск на каждом шагу… И впрямь смерть постоянно дышит холодком в затылок. Разве не об этом честно и увлекательно рассказал когда-то писатель в произведении «Се ля ви — такова жизнь»? О мужественной и опасной профессии разведчика ярко пишет он и в своей новой книге. Существует убеждение, что разведчик выходит из любого, казалось бы, безвыходного положения. То, что произошло со Степаном Дорониным, главным героем повести, подтверждает это. Фактически после всех злоключений он воскрес и прожил еще одну жизнь. Этот литературный персонаж знаком читателю по популярной книге «Взять живым». Правда, под другой фамилией — Василия Ромашкина.

Все, о чем говорит писатель устами своих героев, — правда, суровая правда. Так сложилась судьба, что с первых дней он воевал на Калининском фронте, будучи командиром взвода разведчиков. За проявленное мужество удостоился медали «За отвагу». Не раз смотрел смерти в глаза. Был тяжело ранен. На счету армейского разведчика Владимира Карпова захват 79 «языков». Поэтому, читая книгу, веришь каждой фразе, каждому слову. И восхищаешься отвагой, смелыми поступками и душевной щедростью его героев.

Военная тема — одна из главных в творчестве Владимира Карпова. Он врос в нее, как могучий дуб в родную землю. И не изменял этой теме до конца своей яркой жизни. Подтверждение тому — его книга «Гибель и воскрешение разведчика». Прочтите, поразмышляйте… Уверен: строки писателя-фронтовика не оставят равнодушным никого.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter