Секреты на выданье

За чем охотятся современные шпионы и почему атлас и компас иногда лучше GPS-навигатора?

За чем охотятся современные шпионы и почему атлас и компас иногда лучше GPS-навигатора?

Несмотря на то, что времена холодной войны давно закончились, шпионские скандалы с завидной регулярностью становятся достоянием широкой публики. Причем привычные для нас с детства сюжеты шпионских “игр” с погонями и перестрелками уже не актуальны. В жизни все гораздо прозаичнее. При этом деятельность современных агентов наносит государству зачастую куда больший вред, нежели работа их предшественников. А секретная информация коммерческого характера порой многократно важнее военных или политических тайн.

Блондин за углом

В середине мая органы контрразведки ФСБ России по подозрению в шпионаже и вербовке агентов из числа сотрудников российских спецслужб задержали американского агента, работавшего под прикрытием третьего секретаря политического отдела посольства США в Москве. Известно, что вербуемому Райан Фогл обещал довольно щедрое вознаграждение в размере миллиона долларов в год. Впрочем, на вербовку агентов в ЦРУ никогда не скупились. Только в прошлом году бюджет внешней разведки, по некоторым данным, составил порядка 80 миллиардов долларов. Журналистов и обывателей в данной истории больше удивил арсенал 29-летнего резидента: два парика — брюнета и блондина, пара фонариков, далеко не первой свежести мобильный телефон, который впору выставлять на аукцион как раритет, бумажный атлас Москвы и походный компас. И это в век цифровых технологий?!

Для специалистов в этой устаревшей экипировке нет ничего странного. “Все более чем продуманно и вполне современно, — объясняет бывший сотрудник спецслужб, полковник в отставке Николай Добродеев. — Использование как раз таки простых средств внешней маскировки — классический и надежный прием агентов ЦРУ. Судите сами: если бы службы наружного наблюдения получили ориентировку на поиск коротко стриженного мужчины, а из посольства выезжает волосатый брюнет в темных очках, то определить, кто это, не так уж и легко. А если он потом где-нибудь переоденется и поменяет внешность, то искать его еще сложнее. Райан Фогл именно так себя и вел: вышел из посольства брюнетом, ночью его задержали блондином.

Но зачем Фоглу допотопные компас и атлас, если в любом телефоне или планшетнике есть карты? Дело в том, что по инструкции агент не должен брать на задание электронные устройства вроде телефона или GPS-навигатора, по которым его можно отследить. Так что компас и атлас — это тоже приемы старой школы.

Ключ от сейфа

Впрочем, чтобы стать шпионом, вовсе не обязательно иметь спецподготовку, отмечает Николай Добродеев. В книгах и кинофильмах секретные агенты проделывают массу трюков, вскрывают сейфы и добиваются доступа к важной информации, рискуя собственной жизнью. Реальность выглядит совсем иначе. Образно говоря, вместо того чтобы самому взламывать сейф, гораздо эффективнее и безопаснее завербовать в качества агента того, у кого уже есть ключ от него. То есть решающим фактором успеха для резидента становится близость к источнику знаний. Это может быть любопытный журналист, заинтересованный ученый, добродушный работник посольства, незаметный сотрудник фирмы и даже ничего не подозревающий турист. Например, в декабре 2010 года в Великобритании была задержана бывшая помощница депутата Палаты общин Майка Хэнкока, россиянка Екатерина Затуливетер. Женщина попала под подозрение после того как якобы от имени депутата запрашивала информацию о британских ядерных программах.

Профессор из Дании

Само собой, шпионы могут охотиться не только за военными или техническими тайнами. Иностранное государство вполне может интересовать политическая ситуация в стране в целом. Например, каковы риски при вложении инвестиций, с кем страна может или не может сотрудничать и так далее. Эти данные носят общий характер, и поэтому  порой сложно провести границу между шпионажем и просто исследовательской деятельностью. В связи с этим вспоминается случай с профессором Копенгагенского университета Тимо Кивимаки, которого признали виновным в сотрудничестве с российской спецслужбой. Сам Кивимаки утверждал, что встречался с обычными дипломатами и писал для них за гонорар обычные аналитические доклады о политической ситуации в стране. По его словам, аналитические отчеты помимо россиян ему заказывали и представители посольств других стран. Однако суд счел, что своими действиями ученый если и не раскрывал непосредственно государственных секретов, то способствовал работе иностранных спецслужб в Дании. В итоге активного профессора все же упрятали за решетку.

Устранить конкурента

В современных условиях все большее распространение получает экономическая разведка. Быть в курсе последних достижений конкурентов, следить за малейшими изменениями деловой конъюнктуры — в этом стремлении любопытствующие субъекты нередко забывают про этику и закон. Слишком велики ставки. Весной 2008 года сотрудники ФСБ России задержали работника компании “ТНК-ВР Менеджмент” и руководителя проекта Британского совета “Клуб выпускников”. Два брата, Илья и Александр Заславские, обвинялись в промышленном шпионаже “в пользу иностранных нефтяных и газовых компаний в целях получения ими конкретных преимуществ перед российскими конкурентами, в том числе на рынках стран СНГ”. Информацию братьям предоставлял сотрудник одного из предприятий нефтегазового комплекса. Другие подробности не разглашались. Однако через неделю ФСБ нагрянула с обыском в московские  офисы ТНК-ВР, в ходе которых были обнаружены вещественные доказательства, подтверждающие факт промышленного шпионажа.

Среди них — копии документов органов государственной власти России, докладные и аналитические записки, относящиеся к тематике недропользования. Также были изъяты визитные карточки “сотрудников иностранных военных ведомств и ЦРУ”. Чуть позже выяснилось, что на сотрудника одного из отделов ТНК-ВР, занимавшегося стратегическим планированием, вышел гражданин США. Он выразил заинтересованность в приобретении секретных материалов Энергетической стратегии России до 2020 года. Особенно его интересовала информация, связанная с “Газпромом”. Утверждалось, что подобного рода услуги оценивались в несколько миллионов долларов. Дорого? Возможно. Однако урон от утечки такой информации исчислялся бы для России десятками миллиардов долларов, считают эксперты.

Адекватное наказание

Когда речь идет о таких потерях, вполне резонны и жесткие меры ответственности, предусмотренные в разных странах за шпионаж и государственную измену. Например, в США за совершение подобных преступлений предусмотрены смертная казнь либо пожизненное лишение свободы. В Англии наказание составляет от пяти лет тюремного заключения до пожизненного лишения свободы. В Уголовном кодексе Швейцарии содержатся статьи о дипломатическом шпионаже. Он заключается не только в разглашении важной информации, но и в фальсификации, уничтожении определенных документов, а также в установлении контактов с иностранным правительством в ущерб Конфедерации. В Швеции к ответственности за шпионаж могут привлечь лицо, которое с целью оказания помощи иностранной державе без законных полномочий получает, передает, предоставляет или иным образом выдает информацию, касающуюся вооружения, снабжения, импорта или экспорта производственных технологий, если раскрытие этих сведений может причинить вред безопасности Королевства. Понятно, что критерии такого вреда — понятие весьма расплывчатое. Но ведь каждое государство думает прежде всего о собственных национальных интересах и готово защищать их всеми доступными средствами и способами. Понятно, что мягкость и гуманизм здесь — не лучшие советчики. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter