Режиссер Вячеслав Никифоров напомнил о важности совместного духовного поиска на съемочной площадке

Секреты мастерства

Белорусское кино отметит свое столетие только в декабре будущего года, но череда юбилейных мероприятий уже началась — вековая дата обязывает. В Национальном академическом драматическом театре имени М. Горького состоялся мастер-класс заслуженного деятеля искусств Беларуси, члена Российской киноакадемии, кинорежиссера Вячеслава Никифорова.


— Эта фигура в особом представлении не нуждается, — отметил художественный руководитель театра имени М. Горького Сергей Ковальчик. — Вячеслав Никифоров — мастер того вида искусства, который я ненавижу и люблю. Ненавижу, потому что это искусство забирает у меня актеров с репетиций. А люблю, потому что после того, как актер снимется у такого режиссера, зрителей в нашем зале прибавляется.

Создатель любимых зрителями картин «Зимородок», «Отцы и дети», «Государственная граница. Год сорок первый», «Благородный разбойник Владимир Дубровский» и многих других сразу задал высокую планку разговору и предложил актерам и другим гостям порассуждать над тем, что такое конфликт, предлагаемые обстоятельства, характер, типаж. Поделился своими профессиональными секретами, как заострить самый незначительный эпизод и небольшую роль, как разбудить воображение актера.

— Все, кто со мной работал, знают, что, если во время съемок актер ссылается на сценарий, это приводит меня в бешенство, — поделился Никифоров. — Суть в том, что когда мы находимся на съемочной площадке, для меня не существует никакого сценария, никакого автора, пусть даже такого великого, как Пушкин или Тургенев. Здесь и сейчас творится жизнь, и мы с тобой ее делаем! Сценарий и авторы — это лишь материал в нашей топке. Мы должны создать новый мир, в который поверит зритель.


Художественный руководитель Минского областного драматического театра Валерий Анисенко поинтересовался отношением мастера к термину «авторское кино».

— С моей точки зрения, авторское и великое кино — это ваш фильм «Отцы и дети», — уточнил Валерий Данилович. Кстати, за эту работу режиссер был удостоен Государственной премии СССР в 1986 году.

— Понятие «авторское кино», на мой взгляд, преувеличено, — парировал Вячеслав Александрович, — потому что все, что мы делаем в профессии, должно быть авторским, всякая деталь и мелочь в идеале должны быть окрашены твоим отношением. Иногда этот идеал по разным причинам не достигается.

— Мне посчастливилось прочитать рукопись книги Вячеслава Никифорова «Диагноз: режиссер», которая, надеемся, скоро будет опубликована отдельным изданием, — сказала заведующая отделом экранных искусств Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени К. Крапивы НАН Беларуси Антонина Карпилова. — В первой части изложена его теория конфликта и другие теоретические вопросы, а во второй — блестящий, пока не реализованный сценарий «Прости, собака». Это лучшее литературное произведение Вячеслава Никифорова. Прекрасная проза!


Режиссер напомнил, что в сокращенном виде отрывки из его книги публиковались в журнале «Неман» и нашли широкий отклик у читателей.

Мастер-класс Вячеслава Никифорова организовали театр имени М. Горького, отдел экранных искусств Института искусствоведения, этнографии и фольклора имени К. Крапивы Национальной академии наук и Белорусская гильдия актеров кино. Встречи с известными кинематографистами в рамках празднования 100-летия белорусского кино будут продолжены, пообещали организаторы.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter