Секреты хороших оценок

Как школьникам выполнять домашнее задание с учетом возраста

Редкий школьник всегда с удовольствием садится за выполнение домашнего задания. Мечтая и после школы решать задачки, вставлять пропущенные буквы в словах, переводить тексты и читать параграфы. И все же это важная составляющая на пути к знаниям. Если учитывать возраст и даже темперамент ребенка, обнадеживают психологи, «домашка» перестанет быть обузой и для учеников, и для их родителей.


1 — 4–е классы: научить учиться

Малыши 6 — 7 лет быстро устают. Поэтому после школы без отдыха никак, причем он должен быть не менее полутора часов. Кто–то проведет это время с конструктором, кто–то — с любимыми игрушками, а кто–то не прочь вздремнуть часок–другой. Отдохнули — теперь время потрудиться. Как правильно организовать работу? Алла Музыченко, завкафедрой психологии образования БГПУ им. М.Танка, объясняет:

— Чем младше ребенок, тем ему легче делать что–то за компанию. Поэтому пока он тренируется в написании палочек или кружочков, родителям хорошо бы не шуметь, уважать значимость того, что малыш делает, при этом самим чем–то увлеченно заниматься. В чуть более позднем возрасте, уже при появлении глубокого познавательного интереса, ребенок может допустить, что кто–то отдыхает, скажем, смотрит телевизор, пока ты выполняешь домашнее задание. Маленьким это еще не под силу.

Бывает, малыши оказываются в школе, не будучи еще к ней полностью психологически готовы. Проблема в том, что многие современные дети не получают должного опыта сюжетно–ролевой игры, проще говоря, не наигрались до того, как сесть за парту.

— Компьютерные средства создают фон игры, но дети не углубляются в исполнение роли, не осуществляют так называемый двойной план игры. Например, играют в больницу, и один из участников, изображая врача, на секунду выходит из образа и отмечает, что доктор слишком грубо разговаривает, а так делать нельзя. Таким образом ребенок развивает рефлексию, которая чрезвычайно важна для учебной деятельности. Инициатива и творчество рождаются именно в игре. Кроме того, игра по правилам — это важный критерий готовности к школе.

Еще один важный нюанс от Аллы Музыченко: для школьников начальных классов надо обязательно обустроить отдельное место, разложить красивые канцелярские принадлежности. Это возрастная особенность, родителям хорошо бы ее поддерживать, что тоже поможет сформировать положительное отношение к учебе и школе, учителю, соседу по парте и одноклассникам. А еще полезно для учеников начальных классов уяснить правило «чистого стола». Суть проста: чтобы не отвлекаться, на рабочем столе не должно быть ничего, кроме учебника, тетради по предмету и канцелярских принадлежностей. При этом, наблюдая, как ребенок корпит над заданиями, старайтесь подмечать какие–то важные мелочи, например, «хорошо, что ты не забыл положить закладку в учебник, а так бы потратили время на поиск». Может, малыш сделал это случайно, но момент он запомнит. К слову, в начальных классах не рекомендуется слишком усердствовать в развитии воображения. Все–таки тут основная цель — научить учиться. Усвоил правила, научился подчиняться логике и принимать задачу учителя — молодец.

5 — 9–е классы: поддержите дух исследования

Нередко уже в 5–м классе снижается мотивация к учебе. Оценки становятся ниже, а замечаний в дневниках больше. Может быть, это результат того, что ребенок еще не научился учиться, то есть не освоил более совершенные виды мышления. В начальной школе он, опираясь на механическую память и желание учиться, был хорошим учеником, но только перешел на следующую ступень, как объемы материала выросли, а работать старыми способами стало трудно.

Уже после начальной школы ребенок должен понимать: сделать домашнее задание — его обязанность. Поэтому не стоит рваться за него решать задачки и писать упражнения. Родитель должен стать посредником в организации учебной деятельности. Пусть ребенок поделится с вами прочитанным, составит опорный конспект, схемы, которые позволят ему воспроизвести материал. Есть смысл и дать возможность начать работу над домашним заданием с предметов, которые больше нравятся: с ними он справится быстро, а значит, увидит результат своих усилий.

Зарубежные специалисты и вовсе рекомендуют устанавливать график работы в подростковом возрасте по темпераменту. Скажем, флегматику нужно
обязательно отдохнуть, прежде чем погрузиться в домашние задания, а холерику полезно переключаться с одного предмета на другой. Сангвиника главное усадить за уроки, так как у него всегда найдется масса других интересных дел, но, приступив к выполнению заданий, он спокойно с ними справится. Что же касается меланхолика, то ему нужен какой–то стимул. Как вариант — семейный поход в кафе в конце недели или любой другой бонус за старательность. Стоит ли опираться на эту практику? Алла Музыченко считает, что все же чаще всего нам приходится природное подтягивать к социальному. Поэтому учитывать такие особенности имеет смысл, но не ставить темперамент во главу угла.

Кстати, педагоги и психологи обращают внимание и на такой момент: если не знаете ответа на вопрос, заданный ребенком, не пытайтесь вызвонить знакомых учителей или судорожно искать что–то в интернете — доверьте поиск самому школьнику. Тем более вдруг вы занервничаете и бросите в сердцах нелицеприятную фразу в адрес школы, ее учебной программы? Так только окажете медвежью услугу — снизите мотивацию к учебе.

С умом нужно подойти и к проверке сделанного задания. Заметили ошибку — укажите ребенку лишь примерно, где он допустил неточность. Важно учитывать еще, как школьник воспринимает помощь. Скажем, может подойти какой–то игровой вариант. Зачем такие сложности? Если он сам найдет свою ошибку, то не только почувствует себя значимым, но и, скорее всего, не повторит ее впредь. Алла Музыченко подчеркивает, что мотивация может развиваться как сверху вниз, так и снизу вверх, как считала доктор психологических наук Аэлита Маркова:

— В первом случае мы говорим о значимости и важности учения в жизни человека, а во втором — пытаемся поддержать удовольствие от самого процесса учения. И постепенно ребенок меняет свое отношение к образованию. Чем младше дети, тем значимее для них подход «снизу вверх».

10 — 11–е классы: время диалога

В старших классах школьники все меньше боятся прийти на уроки неподготовленными. Тем более им не страшно получить замечание по предмету, который, по их мнению, не нужен для поступления в вуз. При этом именно на 10 — 11–е классы выпадает много стрессов, в том числе связанных с неизвестностью в будущем. Криками, наставлениями и нотациями хороших оценок здесь не добьешься.

На первое место в этом возрасте, поясняет Алла Музыченко, выходит абстрактное мышление, которое связано с мировоззрением. Важно здесь умение вести дискуссию, критически мыслить.

— Задача родителя — поддержать такой добрый спор, потому что в юношеском возрасте у старшеклассников проявляется желание подискутировать, доказать свою точку зрения. Это развивает. Но прежде нужно знать и интересоваться его увлечениями. Когда родитель живет другими интересами и пытается поучаствовать в беседе исключительно из чувства «надо!», старшеклассник быстро это распознает.

Под силу родителям и пробудить интерес к дисциплинам, которые ребенок оставляет без внимания. Опять–таки вступив в диалог, обозначив свою позицию, приведя аргументы. К слову, проблема настолько актуальная, что в Институте психологии БГПУ на эту тему даже запустили специальный тренинг по взаимодействию с неуспевающим школьником. Он позволяет и родителям разобраться, в чем у ребенка трудности, и выстроить индивидуальную программу помощи с учебой.

pasiyak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Автор фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ
5
Загрузка...
Новости