Секретные букеты

Дорога в Пекин-2008

Когда Пекин боролся за право проведения Олимпиады, то обещал «зеленые» игры. Как показал последующий опыт, это обещание оказалось одним из самых трудновыполнимых. Практически все спортсмены, которые хотя бы раз бывали в Пекине, особенно летом, отмечают, что здесь трудно дышать. Причин несколько: и естественных, и, так сказать, рукотворных. Город окружают горы, пусть не самые высокие, но все же... Из–за них движение воздуха затруднено и поэтому над городом почти все лето висит то, что по–русски можно назвать маревом, — дымка, из–за которой не видно неба. Пекинцы к этому уже привыкли, а вот для приезжих, тем более спортсменов, это марево — неприятный сюрприз.


В апреле во время предолимпийских тестовых соревнований по стрельбе «Удачи, Пекин!» я разговаривала с одним из тренеров нашей команды, он очень жаловался на эту дымку. Говорил, что она затрудняет прицеливание и может стать отрицательным фактором во время Олимпиады.


Так что нет ничего удивительного, что один из лозунгов оргкомитета Олимпиады–2008 — «Вернуть Пекину чистое небо!». Борьба за голубое небо над головой и зеленые лужайки вокруг ведется сразу в нескольких направлениях. Олимпийское стрельбище, например, находится в западной части Пекина, которая известна неблагоприятной экологией. Здесь расположено большое количество тяжелых предприятий — цементных заводов, например. Несколько лет назад там находился и один из крупнейших сталелитейных комбинатов страны «Шоуган». Два года назад его закрыли и к сегодняшнему дню полностью перенесли в другое место — соседнюю провинцию Хэбэй.


Закрыть или перенести, или и то и другое одновременно — это один из самых, пожалуй, эффективных способов, которым Пекин борется за улучшение экологии. С 20 июля по 20 сентября, то есть до закрытия Паралимпийских игр, практически все вредные производства, включая цементные заводы, закрываются. Причем не только в самом Пекине, но и в соседних городах и провинциях — с затратами в этом случае не считаются. Например, гранитные и другие камнедобывающие карьеры в радиусе 500 км от Пекина закрыли почти на несколько месяцев. Бизнес несет убытки, но ради голубого неба чем–то неизбежно приходится жертвовать.


Сегодня в Пекине более 3 млн. автомобилей, и каждый день к ним прибавляется еще 1.300 машин. Город задыхается, а в часы пик (а это как минимум четыре часа каждый день) останавливается намертво. Что делать? Пока решения предложены только на время Олимпиады.


Для автобусов выделена специальная линия. Чтобы уменьшить влияние вредных выхлопов, существенно сократили количество машин на городских дорогах. С 1 июля запрещен въезд в пределах пятого транспортного кольца (всего в Пекине шесть колец) тяжелым грузовикам. С 7 июля всем государственным учреждениям предписано сократить выезды служебных автомобилей на 70%. Ограничения на движение частных легковых автомобилей введены с 20 июля по 20 сентября: по четным дням передвигаются только машины, номер которых заканчивается на четную цифру, а по нечетным — соответственно авто с нечетными номерами. По подсчетам экспертов, это как минимум на треть сократит количество вредных выбросов в атмосферу. Отцы города призывают горожан к сознательности и пользованию общественным транспортом.


Вопрос о качестве воздуха и его влиянии на проведение соревнований рассматривался очень подробно в апреле, когда в Пекине проходила совместная сессия Международного олимпийского комитета и Ассоциации национальных олимпийских комитетов. В течение последнего года специалисты МОК проводили исследования и пришли к выводу, что пребывание в Пекине и участие в соревнованиях в течение двух недель не должно отрицательно повлиять на здоровье атлетов. Но это касается только тех видов, которые не подразумевают длительного пребывания на открытом воздухе и не связаны с выносливостью. Поэтому вопрос, например, о марафоне до сих пор остается открытым. Если эксперты решат, что качество воздуха плохое, марафон могут вообще отменить. Это, конечно, было бы очень обидно, ведь по традиции марафон венчает Олимпийские игры.


Если с вредителями рукотворными можно бороться административными методами, то для напастей природных пришлось искать другие решения. Великая Китайская стена вдохновила устроителей Олимпиады, которые искали способ защитить Пекин от нашествия песков, ведь песчаные бури здесь не редкость. Чтобы оградить от них город, возвели сразу три великие стены — и назвали их зелеными. Первая зеленая стена и передний край обороны проходят на подступах к Пекину — в пригородах и соседних провинциях, вторая — это деревья вдоль водных артерий, третья — зеленые лужайки, скверы и парки в самом городе.


Олимпиада будет если не совсем зеленой, то цветной уж точно, — об этом позаботились специалисты из института ландшафтного дизайна: они вырастили более 40 млн. цветов для украшения олимпийского парка, магистралей, улиц и площадей. Селекционная работа велась четыре года, среди разных видов цветов устроили настоящий конкурс. Для улучшения породы в ход пошли даже космические технологии: многие семена побывали на борту китайского космического корабля и прошли испытание невесомостью. Растения оценивали по нескольким параметрам: красоте, продолжительности цветения и способности противостоять не самым благоприятным природным условиям пекинского августа — высокой температуре и влажности. В результате флористы отобрали 20 видов, среди них китайская роза, петунии, циннии и другие. Результаты этого кропотливого труда украсили улицы, площади и скверы. Город принарядился, похорошел и, кажется, даже помолодел.


Сохранилась только одна интрига, связанная с цветами: как будет выглядеть букет чемпионов. Имя флориста и дизайн самого букета не разглашают, но охотно делятся предъявляемыми к нему требованиями: он должен быть не очень большим, чтобы не заслонять лицо героев Олимпиады, обязательно экологичным и очень прочным — чтобы не рассыпался, когда призеры будут им радостно размахивать. Надеемся, что скоро увидим эти пока секретные букеты и в руках белорусов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter