Секрет высоких цен

О торговле и общепите

Торговлю и общепит критикуют нередко. Есть за что. Ассортимент порой бедноват, а цены часто высокие. Выедешь, например, в Вильнюс или Киев — и как потребитель чувствуешь себя комфортнее. Так, колбасы в вильнюсском «Акрополисе» раза в полтора дешевле, чем в минских гипермаркетах. И поход в кафе или ресторан не ударит там особенно больно по кошельку. Да что соседние страны! «В Вене или в Лондоне пообедать стоит ненамного дороже, а то и дешевле, чем в Минске», — заметил во время недавней коллегии Министерства торговли вице–премьер Андрей Кобяков.


Почему же так получается? Наши коммерсанты самые жадные? Или самые строптивые: не боятся ни проверок, ни санкций? Или же контролеры дают слабину?


И то, и другое, и третье представляется сомнительным. Вряд ли можно найти другую такую сферу, как торговля и общепит, где бы количество проверяющих на каждый квадратный метр оказалось бы таким же высоким. И шутить контролеры из самых разных ведомств никогда не были расположены. «Срочно навести порядок...», «под личную ответственность...», «вплоть до...» — заключения ревизоров усыпаны грозными формулировками. Что до жадности, то бизнес везде одинаков: и в Беларуси, и в Австрии, и в Америке, и в Гвинее. Каждый предприниматель хочет получать прибыль. Желание здоровое и неистребимое. Важно только направить его в нужное русло...


А что имеем? Как предлагали многие наши рестораны вместо «Дариды» или «Минской» канадскую или словенскую минеральную воду (в пять раз дороже!), так и предлагают. Как закупали они дорогую голландскую картошку вместо дешевой белорусской, так и закупают. Да и в некоторых магазинах вместо белорусских яблок и помидоров по–прежнему доминируют не более вкусные и полезные польские и испанские. Иногда возникает ощущение, что торговля у нас превратилась в «импортное лобби»...


Но на самом деле ничего личного — только бизнес. Корень проблемы в нормативных актах, регулирующих ценообразование. Скажем, наценка на минералку в ресторанах составляет 20 процентов. И что выгоднее в таком случае продавать: белорусскую воду, купленную по цене 800 рублей за бутылку, или словенскую за 3.000? В первом случае цена реализации будет 960 рублей, во втором — 3.600. То есть наценка–то одинаковая. Но чистый доход ресторатора при продаже дорогой импортной воды в 3,75 раза больше (600:160=3,75).


То есть никакой особой «любви» к иностранным минералке, молоку, картофелю, водке, капусте etc. у торговли и общепита нет. У бизнеса только одна настоящая любовь — к деньгам. Но взаимной она оказывается при продаже более дорогих товаров. И причина в нормативных условиях! Законодательство не стимулирует продажу дешевой продукции. Это неправильно и плохо. Об этом также шел разговор на упомянутой коллегии Минторга. Прозвучало конкретное предложение: установить наценки и надбавки на самые востребованные товары не в процентах, а в абсолютных суммах. Пусть, условно говоря, наценка на минералку в кафе и ресторанах будет 500 рублей. Рестораторы в этом случае возьмут одну и ту же «норму прибыли» и с дешевой белорусской воды, и с дорогой импортной. Смысл охотиться за самым дорогим пропадет. И в меню появятся и «Дарида» с «Минской», и драники из белорусской картошки.


Думаю, мера разумная. На какое–то время. А в будущем от нормирования цен — и в процентах, и в рублях — нужно будет отходить вообще. В Лондоне и Вене цены, как известно, регулирует конкуренция. Но там рестораны, кафе, пабы — на каждом углу и на любой вкус и кошелек. То же и с магазинами. У нас же все еще чувствуется дефицит хороших кафе и «маркетов» (причины известны: долгие согласовательные процедуры, сложности с отводом земли...).


Кроме того, рыночное ценообразование подразумевает наличие мощного государственного антимонопольного органа. Желательно с грозным названием, как, например, в России — ФАС. Чтобы любители ценовых сговоров дрожали уже при одном упоминании... У нас же пока антимонопольные функции выполняет скромный министерский отдел. Может, пора отбросить скромность?

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter