Секрет квадрата

30-е годы.
30-е годы. Последователи ВХУТЕМАСа (Высшие художественно-технические мастерские) в Москве разрабатывают проекты наглядной советской агитации, Брокхауза в Берлине - форму для вермахта и "оформление" тюремных камер. И те,

и другие в своих разработках используют идеи супрематизма, основоположником которого является Казимир Малевич, в жизни которого белорусский период, бесспорно, был самым плодотворным.

Кандидат искусствоведения, доцент Белорусской государственной академии искусств Михаил Борозна

: - 1918 год. Голод, разруха. Линия противостояния Красной Армии и кайзеровского рейхсвера проходит совсем рядом с Витебском. А в это время в городе организуется крупнейшее учебное заведение.

Малевич приезжает в Витебск в 1919 году по приглашению Веры Ермолаевой, занимавшей должность директора Художественно-практического института в Витебске, и с согласия Марка Шагала, который был тогда уполномоченным по делам культуры и искусства Витебской губернии. Живя и работая в Витебске с 1919 по 1923 годы, Малевич издал здесь свои важнейшие методологические труды в области теории современной культуры. Кстати, стоит, наверное, напомнить, что труды эти относятся не только к области изобразительного искусства, потому что те масштабы, в которых работал и которыми оперировал Казимир Малевич, соотносимы со всей культурой. А издал он тогда: "О новых системах в искусстве: статика и скорость" (1919 г.), "Супрематизм" (1920 г.), "Бог не скинут: искусство, церковь, фабрика" (1922 г.), две декларации "Обращение УНОВИСа" (Утвердители нового искусства) и "УНОВИС". Все эти статьи и брошюры - о философии и эстетике абстракционизма. Это был звездный период его философии абстракционных форм.

Если брать во внимание личную жизнь Малевича, то и здесь белорусский период для него оказался знаковым - у него родилась дочь, которую он в честь основанного им в Витебске, по сути первого в мире, объединения художников-дизайнеров УНОВИС назвал Уной.

Революция не только в политике, но и в науке, технике подстегивала художников к большим обобщениям, к масштабному мышлению. Не знаю, можно ли называть Малевича ученым, но есть же хрестоматийные примеры с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Брунеллески, когда художник мог быть и композитором, и архитектором, и инженером.

И все-таки почему именно Витебск выбрал Малевич и почему вообще именно в то время там собрался будущий цвет мирового изобразительного искусства?

Есть гипотеза, разработанная очень серьезным исследователем белорусского искусства 20-х годов кандидатом искусствоведения Ириной Дмитриевной Наливайко. В Витебске в те годы были сосредоточены самые большие запасы продовольствия в Европе. Для чего? Власть, пришедшая на смену царскому режиму в России, действительно верила в возможность мировой революции. И к ней готовилась. Витебск же был пунктом, очень удобным для концентрации войск, продовольствия, обмундирования и боеприпасов для готовившегося наступления. Естественно, такое наступление невозможно было без идеологической поддержки. Нужны были (используя терминологию тех времен) трубадуры революции - агитаторы. Вот и был создан в Витебске Художественно-практический институт. Из письма Шагала Эттингеру известно, что в стенах этого института в то время обучалось около 500 юношей и девушек. Можно себе представить, насколько мощным было то учебное заведение, если и теперь в нашей Академии искусств на художественном факультете столько не учится...

Я не верю, что кто-то в те времена разбирался в том, что открыл Малевич. Ничего подобного: власть тогда в области эстетики была довольно романтичной и воинственной - вспомните "предложение" Ленина Луначарскому: "Положите свои футуристические театры в гроб..." Не думаю, что они спорили на уровне серьезных научных дискуссий и признавали Казимира Малевича человеком, способным манипулировать сознанием. Я в это не верю. Но те, кто находился рядом с ним, те - да, они уже осознавали и понимали, что можно извлечь из открытий Малевича.

Покинул Витебск Малевич осенью 1922 года вместе со своими сотрудниками - армейские пайки преподавателям института и студентам в связи с изменением курса внешней политики и взглядов на мировую революцию были отменены.

. . .

Наверное, Малевича можно все-таки назвать ученым, ведь все его творчество - это классический путь познания: от гипотезы к теории, от теории к практике.

Его первый "Черный квадрат" в 1913 году - еще гипотеза. А через все его творчество проходит изображение некоего портрета-символа - то в образе крестьянина, то кубического плотника или супрематического автопортрета. Со временем этот образ превращается в черный квадрат. Удивительно, но перед смертью сам Малевич стал похож на этот изображаемый им всю жизнь образ-символ. Напрашивается мысль: "Черный квадрат" - это автопортрет? Скорее всего - да, ведь каждый отдельный человек для него был космосом. После 1913 года он нарисовал еще несколько черных квадратов. Прах Малевича был захоронен в белом кубе. На одной стороне куба был изображен... все тот же черный квадрат.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter