Сэкономили и сберегли

В 2013 году показатель энергоемкости ВВП снизился на 10,7 %

Весь минувший год, названный Годом бережливости, наши предприятия активно экономили электроэнергию и ресурсы, старательно собирали вторичное сырье и пытались урезать те статьи расходов, которые только представлялось возможным.

Понятно, что получить из минусов большой плюс довелось далеко не всем, и эффективность процессов экономии для разных отраслей и компаний оказалась различной. Со слов премьер-министра Михаила Мясниковича, в целом итоги 2013-го неплохие. Но если посмотреть на ситуацию более пристально, становится очевидным одно: в каких-то моментах недорабатывают и реальный сектор экономики, и концерны, и министерства и ведомства.

По словам Михаила Мясниковича, в 2013 году было обеспечено снижение показателя энергоемкости ВВП на 10,7 % при задании 7 %, экономия энергоресурсов в среднем по стране достигл 1,57 млн. тут при планировавшейся минимальной планке в 1,43 млн. тут и максимальной — 1,8 млн. тут. При этом заметно выросла и доля использующихся в котельно-печном отоплении местных видов топливно-энергетических ресурсов — на 26,4 % при задании 25,5 %. «Но вместе с тем изучение положения дел на местах свидетельствует, что в рамках реализации программ энергосбережения, программ по сбору и переработке вторичных ресурсов есть много нерешенных вопросов и даже системных проблем», — жестко отметил премьер-министр. В частности, по его словам, речь идет о постоянном срыве сроков ввода объектов, случаях необоснованных затрат на закупку оборудования, отсутствии системной работы по повышению эффективности использования госимущества.

«Наибольшее количество неиспользуемых площадей сегодня имеют концерн «Беллегпром» — 37 тыс. кв. метров, концерн «Белнефтехим» — около 50 тыс. кв. метров, Министерство связи и информации и Минпром. И это несмотря на то, что есть соответствующий указ Президента, где четко указана ответственность кадров всей вертикали и руководителей предприятий», — отметил премьер-министр.

В ходе заседания Президиума Совмина Михаил Мясникович отдельно поднимал и тему сбора и переработки вторсырья. «Казалось бы, в стране все для решения этих вопросов уже есть: существует соответствующая госпрограмма, установлена система контроля, назначены ответственные госорганы, но сбор и переработка вторичных ресурсов остаются на низком уровне, — посетовал глава правительства. — На переработку у нас сегодня отправляется только 12,3 % от объема образованных в стране твердых бытовых отходов». Сравнивать, конечно, неудобно. Но большинство европейских стран давно перешагнули планку в 50 %, а некоторые государства и вовсе перерабатывают более 90 % ТБО.

Премьер-министр отметил особую инертность в вопросах сбора мусора, который можно направить на рециклинг, именно региональных властей. «Задания по сбору картона и бумаги по итогам прошлого года не выполнила ни одна область, по сбору отходов из стекла недоработали Брестский, Витебский, Могилевский облисполкомы, а также Мингорисполком. Хуже всего ситуация в Миноблисполкоме, который вовсе провалил все задания по сбору всех видов вторичных ресурсов», — отметил премьер.

Всего в стране в 2013-м было собрано 284,4 тыс. тонн бумаги и картона (81,2 % от плана), 83,2 тыс. тонн стеклобоя (66,6 %), 12,3 тыс. тонн текстиля (118 %), 37,2 тыс. тонн полимеров (106,3 %), 37 тыс. тонн изношенных шин (100 %) и 387 тыс. тонн строительных отходов.

Вся несерьезность, казалось бы, вопроса (ну что может быть серьезного в «потрошении» мусорных баков и раздельном сборе вторсырья) имеет на самом деле весьма солидный негативный эффект для экономики страны в целом. Оказывается, некоторые белорусские промышленные предприятия, занимающиеся переработкой вторсырья, уже заточены под непрерывность поступления ресурсов, и недопоставки на их мощности стеклобоя или бумаги означают простои. Ситуация даже хуже: чтобы минимизировать потери, производственники порой вынуждены закупать вторсырье за рубежом. Получается экономический парадокс: в стране формируется отрицательное внешнеторговое сальдо, а макулатуру мы… покупаем у соседей. В прошлом году нам поставлено 65 тыс. тонн макулатуры и 17 тыс. тонн стеклобоя.

Впрочем, в этом вопросе, как оказывается, есть и подводные течения. Как отметил глава Минжилкомхоза Андрей Шорец, бумага бывает разного качества, поэтому у макулатуры существует несколько классов: высокое, среднее и низкое качество. К сожалению, то вторсырье, которое собирают у нас, нередко оказывается именно низкокачественным, поэтому предприятиям и приходится осуществлять закупки за рубежом. Кстати, наша страна также является экспортером вторсырья, но это направление развито крайне слабо. В прошлом году на внешние рынки, в первую очередь в Россию, отправлено около 20 тыс. тонн макулатуры. Как сказал Андрей Шорец, половину этого объема отгрузил столичный индивидуальный предприниматель, работающий на пару с супругой. «Это значит, что в каком-то смысле в этих вопросах мы имеем немалый потенциал», — отметил министр.

Глава правительства поручил в ближайшее время подумать над созданием в райцентрах предприятий по переработке вторичных материальных ресурсов, а также выработать систему цен по всей цепочке их закупки и переработки. «Эта цепочка должна быть рентабельной, чтобы способствовать увеличению объемов заготовки вторсырья», — подчеркнул премьер-министр.

Кстати, один из важных аспектов рынка оборота вторичных ресурсов — финансовый — в стране понемногу решается. Буквально на днях было принято постановление Совмина № 135, которое установило новые размеры компенсации юрлицам и ИП расходов по сбору отходов товаров и тары при условии их дальнейшего обезвреживания или использования на территории страны. Так, отходы бумаги и картона теперь оценены в Br 1,5 млн. за тонну, смешанного стеклобоя — в Br 1,7 млн. за тонну, отходов пластмасс — Br 700 тыс. за тонну, ПЭТ-бутылки — в Br 1 млн. за тонну. Тонна «отбегавших» свое автопокрышек обойдется государству в Br 600 тыс., а килограмм отработанных элементов питания — Br 75 тыс.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter