Как относиться к переодеваниям в черную форму?

Сегодня свой, завтра – чужой

«Никогда не буду играть фашистов, – признался в одном из интервью известный российский театральный актер Александр Пахомов. – Чтобы роль получилась интересной, живой, нужно полюбить своего героя, оправдать и принять его таким, какой он есть. А как, например, можно оправдать или полюбить фашиста, сжигающего в православной церкви стариков и женщин с детьми? Это за гранью моего понимания».


Так как же относиться к переодеваниям в черную форму?


Павел Рощин, участник группы военно-исторической реконструкции «Товарищи по оружию»:

– Мне не раз приходилось надевать форму немецкого офицера. Например, когда наш клуб снимался в художественных или документальных фильмах.  

Каково переодеваться в форму «чужого»? Странный вопрос. Это не значит, что я принимаю их сторону. Мне просто интересна история, это мое хобби, любимое дело. Сегодня ты викинг-разрушитель, завтра солдат наполеоновской армии. Я воссоздаю не только образ немецкого армейца, но и советского воина-освободителя тоже. Однажды довелось попробовать себя в качестве подданного японской императорской армии во время боев на реке Халхин-Гол. Это было необычно и интересно.


Анатолий Туровец, практикующий психолог:

– В психологии есть такое понятие, как «психодрама», когда люди принимают образы «других», чаще всего негативных. Было исследовано состояние актеров, которые вживались в роль врагов. И чаще всего длительное нахождение в образе оказывало влияние на психику и характер участника, пробуждало какие-то воспоминания, мысли, идеи, не характерные для него.

Но кратковременная реконструкция и переодевание в форму немецких солдат или офицеров не несет негативных последствий. Если, конечно, у участника устойчивая психика. Поэтому советую организаторам подобных мероприятий следить за состоянием актеров и не отдавать образ врага тому, кто может перенять его поведение в жизни.


Вячеслав Селеменев, главный архивист Национального архива, исследователь событий 1941 – 1944 годов:

– Разыгрывается театрализованное представление, и законы жанра требуют точности передачи событий. Естественно, что реконструкторы, по сути актеры, переодеваются в костюмы той эпохи, которую они отображают – в данном случае это форма вермахта и Красной армии. Было бы странно, если бы во время постановочных боев друг против друга вышли ребята лишь в одной красноармейской форме. То, что уместно в театре под открытым небом или в кино (вспомним того же Штирлица из «Семнадцати мгновений весны»), недопустимо за сценой, в обычной жизни. В общем, всему свое время и место, и главное, чтобы эту условную черту между игрой и реальностью не переступать.


Ольга Войт, практический психолог, заместитель начальника психологической службы БГУ:

– В любом случае та или иная реконструкция подразумевает участие двух сторон – свои и чужие. Без вариантов.

Действует ли это как-то на психику? Думаю, не сильно. Люди, которые участвуют в ролевых играх, понимают – это всего лишь маска, которую они надевают в данный момент. И она ни в коей мере не относится к их социальной жизни.

Прежде чем участвовать в реконструкции исторической битвы и согласиться исполнять в ней роль врага, нужно несколько раз подумать, что важнее – индивидуальные установки (мол, у меня прадед воевал за Родину, а я должен надевать немецкую форму) или правила игры. Если человек выбирает первое и отказывается играть «чужого», его никто не вправе заставлять.


Виктория МИТЬКО, «ЗН», Виктор КОРБУТ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter