«Сегодня можно быть диджеем»

 

 

Если раньше подростки мечтали быть космонавтами и бороздить просторы Вселенной, то сейчас многие спят и видят, как стоят за диджейским пультом в ночном клубе. Примерить на себя новомодную профессию в канун Всемирного дня диджеев, который пройдет 9 марта, решила корреспондент «Знаменки». Помог мне в этом преподаватель столичной dj-школы Роман Блыщик (Dj Rom Berg).

 


Словарь диджея

 

  • Вертушка – проигрыватель пластинок
  • Трек – музыкальная композиция
  • Сет – музыкальная композиция, состоящая из нескольких треков
  • Винил – материал, из которого изготовлена пластинка
  • Питч – регулятор скорости вращения

 


Диджеинг – как математика для первоклассников

 


Когда слышишь, как в наушниках звучит музыка, которую делаешь ты сам, чувствуешь себя королем дискотекКогда я пришла на встречу, первым делом заявила, что у меня есть музыкальное образование, поэтому рассказы о том, что такое тональность, такты и биты, можно опустить. Как выяснилось позже, зря…


– Тогда начну со знакомства с оборудованием, – говорит Роман, надевая на меня наушники. – Есть два проигрывателя, микшерский пульт, благодаря которому можно выводить в эфир музыку то с одного плеера, то с другого, и наушники. Они позволяют подготавливать каждый новый трек к воспроизведению, пока звучит другой: прослушивать, подстраивать по уровню громкости, подгонять по темпу.


По словам преподавателя, все очень просто, как математика для первоклассников. Да уж, в арифметике я никогда не была сильна, наверное, поэтому и с солидным набором кнопок, ручек и слайдеров, бегунков разобраться получилось не сразу.

 


От музыкального «официанта» – к звезде

 


Моя первая задача – свести две композиции, то есть сделать так, чтобы один трек плавно и незаметно переходил в другой – «бит в бит». На первый взгляд все действительно не сложно: ловишь ритм и в нужном месте нажимаешь на кнопку.


В огромных наушниках гремит музыка, я пританцовываю, наслаждаясь звуком. Закрываю глаза, чтобы представить, как под эти ритмы двигается молодежь, и почувствовать себя диджеем, а когда открываю, вижу, как Роман жестикулирует, мол, проморгала такт, снимай наушники.


– Ты занимаешься самолюбованием, как и все диск-жокеи женского пола, – делает мне замечание музыкант. – Не забывай, что основная твоя задача – играть музыку, а не красоваться. К слову, из-за того, что кокетливые девчонки любят себя показать, многие считают диджеинг мужской профессией и относятся к барышням за микшерским пультом несерьезно.


Обидевшись на нелестное замечание, я предпринимаю вторую попытку свести треки: ловлю такт, целюсь в ноту, будто стрелок в тире. Нажимаю кнопку Play и слышу, что получается полная абракадабра: ритм одной композиции накладывается на ритм другой. Представляю переполненный танцпол и понимаю, что вряд ли у кого-то вышло бы двигаться под музыку, которая у меня родилась.


Как оказалось, одного музыкального образования недостаточно, чтобы с ходу свести треки.


– Программа, которую мы сегодня проходим, рассчитана на месяц обучения, – терпеливо объясняет Роман, – для меня нет ничего удивительного в том, что у тебя не все получается, ведь стать профессионалом сразу невозможно. Это в прошлом веке диджеинг считался приложением к барной стойке. Сегодня известные диджеи гастролируют наравне с самыми раскрученными артистами и собирают кассу. За пару десятилетий диск-жокей прошел путь от музыкального «официанта» до персоны уровня поп-звезды.

 


В ногах диджея правда есть

 


Как оказалось, одного музыкального образования недостаточно, чтобы сходу свести трекиРоман запускает мелодию, отстукивает ее ритм и подсказывает мне, когда можно включать второй трек. В итоге примерно через час обучения у меня кое-что начинает получаться. Я уже не путаю кнопки и могу играть без пауз. Куда хуже дело обстоит с другими немаловажными диджейскими навыками: я не умею «высчитывать квадраты», «делать лупы» и накладывать эффекты. У меня гудят ноги, я оборачиваюсь и ищу глазами стул.


– Только не говори, что ты собралась сесть, – смеется Роман.


– Да, как раз это и собралась сделать, говорят ведь «в ногах правды нет», – отвечаю я.


– Тогда с диджеингом можешь завязывать, – делает заключение музыкант. – Цель твоего пребывания за микшерским пультом – играть хорошую музыку и заводить танцпол. У многих диджеев рабочая ночь длится не час и даже не два, им приходится развлекать публику по шесть часов, ни на минуту не присев. Ведь, если самого музыканта не заводят его сеты и не заставляют двигаться, грош цена такому диск-жокею. Как-то я видел парня, который уткнулся в ноутбук и играл сет, всем казалось, будто он от скуки переписывается по аське или читает новости.

 


Свидание с музыкой

 


Почувствовав себя почти профессионалом, я стала интересоваться, почему мы играем на CD-дисках, а не на виниловых пластинках, как это принято. Роман рассказал, что они в ивент-индустрии сегодня не слишком распространены: одна пластинка стоит около 10–15 долларов, а на двухчасовое выступление их нужно штук 60. Согласитесь, не каждый диджей сможет это себе позволить, хотя мечтают об этом, похоже, все.


– CD – достаточно коварный носитель, – вертит в руках диск Роман, – из-за пылинки или случайной царапины он может «заесть» в самый неподходящий момент. Представь, что бывает, когда такое случается на 10 кВт звука при танцующей публике? Пластинки лишены этого недостатка.


«Убить» винил может только очень грубая сила, «ожег» сигареты или неправильная нагрузка на иглу. Кроме того, пластинку не послушаешь в автомобиле или по пути на работу через mp3-плеер. Встреча с музыкой превращается в свидание.

 

«Сегодня можно быть диджеем»

 


Так когда-то спела группа «Ундервуд» в звуковой дорожке к фильму «Питер FM». Роман говорит, что в наши дни каждый может попробовать себя в роли короля дискотек: многие компьютерные программы позволяют микшировать треки. Но профессионалами получается стать далеко не у всех. Научиться менять во время мелодии, нажимать несколько кнопок на диджейском пульте, конечно, может каждый. Но уловить тот самый ритм, под который несколько часов подряд двигается танцпол, под силу не всем. Профессиональный диджей должен обладать безупречным музыкальным вкусом и точно угадывать предпочтения молодежи. Чаще всего это делают методом проб: вначале ставят музыку одного стиля, потом другого – и делают выводы, что молодежь качает, а от чего все убегают за столики и барную стойку.


Я покидала учебный класс, когда в кабинет вошла шумная толпа молодежи: ребята эмоционально обсуждали, как они справились с домашним заданием – создали сет. Меня переполняла гордость: ведь у меня тоже есть свой сет. «Приду домой, скачаю пару компьютерных программ и буду учиться микшировать треки», – твердо решила я. Так что до встречи в ночных клубах столицы!

 


Ольга ДУБРОВСКАЯ, фото Дмитрия ЕЛИСЕЕВА, «ЗН»
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter