«Сегодня и слесарь на ферме должен уметь работать с компьютером»

Вся жизнь Александра РИМАШЕВСКОГО связана с агропромышленным комплексом. Окончил институт механизации сельского хозяйства, работал инженером и председателем колхоза в Копыльском районе. Возглавлял управление сельского хозяйства и продовольствия Слуцкого райисполкома. В 2006 году при объединении города Солигорска и Солигорского района в одну административную единицу стал председателем райисполкома. Несмотря на то, что в стотысячном Солигорске проблем хватает, он старается как можно больше внимания уделять развитию сельского хозяйства региона.

Председатель Солигорского райисполкома Александр РИМАШЕВСКИЙ – о нестандартных ситуациях, резервах для роста и подготовке достойной смены.

Вся жизнь Александра РИМАШЕВСКОГО связана с агропромышленным комплексом. Окончил институт механизации сельского хозяйства, работал инженером и председателем колхоза в Копыльском районе. Возглавлял управление сельского хозяйства и продовольствия Слуцкого райисполкома. В 2006 году при объединении города Солигорска и Солигорского района в одну административную единицу стал председателем райисполкома. Несмотря на то, что в стотысячном Солигорске проблем хватает, он старается как можно больше внимания уделять развитию сельского хозяйства региона.

— Александр Брониславович, как-то я присутствовал на совещании и обратил внимание, что вы основательно осведомлены о положении дел в сельхозпредприятиях. Один руководитель тогда в шутку сказал: мол, Александр Брониславович знает, где и какой камень в каждой деревне лежит?..

— Сразу признаюсь, что я по своей натуре трудоголик. Мне, как говорится, не сидится на месте. Поэтому постоянно езжу по району. Встаю рано, и еще до начала работы стараюсь побывать в нескольких хозяйствах, посмотреть, как там идут дела. То же самое делаю и после работы. Поэтому выходит так, что в каждом хозяйстве бываю по нескольку раз в месяц, подмечаю многие детали, подсказываю руководителям, на какие слабые места обратить внимание. Конечно, я надеюсь не только на себя. Десятки специалистов райисполкома постоянно докладывают о положении дел на местах. Их настраиваю, чтобы обращали внимание и на глобальные вопросы, и на, казалось бы, мелочи, которые могут впоследствии иметь существенное значение, особенно при наведении порядка на земле.

— Кстати, касаясь порядка на земле. Какие, на ваш взгляд, здесь существуют проблемы и как их можно решать?

— Возьмем, например, старые сады. Их у нас в районе более 400 гектаров. Пользы от них никакой, а земля тем временем пропадает. Вот мы и взялись их выкорчевывать. В этом году такую работу проведем на 75 гектарах. Освободившиеся площади засеваем. А если где-то будут закладываться новые сады, то обязательно такие, которые давали бы много товарной продукции.

Очень важный вопрос о мелиорации. Не везде водоотводящая сеть работает хорошо. Поэтому мы ставим задачу руководителям хозяйств не дожидаться мелиораторов, а пробовать очистить каналы самим. Ведь от этого зависит урожай на полях. Забрали у районного предприятия мелиоративных систем ранее присоединенное к нему хозяйство с таким расчетом, чтобы мелиораторы занимались только своими прямыми обязанностями.

Но, по большому счету, чтобы получать хорошие урожаи на торфяниках, которые в нашем районе занимают более половины сельхозугодий, нужна государственная поддержка для приведения таких земель в порядок. Между тем госпрограмма по этому вопросу затронет лишь Брестскую и Гомельскую области. Хотя прилегающие к ним районы Минской области — Солигорский и Любанский — также в значительной степени расположены на бывших болотах. Поэтому, думается, и их надо бы включить в эту программу.

— Об эффективности сельхозпроизводства в районах говорит урожайность. За последние три года ваш район увеличил этот валовой показатель почти в два раза. В прошлом году было собрано 126 тысяч тонн хлеба. В этом вы хотите довести показатель до 200 тысяч тонн. По силам ли такой резкий скачок?

— Цифра 200 тысяч тонн появилась не ради красивого показателя. Мы просчитали, как сможем получить такой урожай и как им распорядимся. К уборке в районе должны быть готовы 40 тысяч гектаров зерновых. Если с каждого выйдет по 40 центнеров (а эта цифра реальная), то вал составит 160 тысяч тонн. Кроме того, на зерно пойдет примерно 5 тысяч гектаров кукурузы. При урожайности 80 центнеров с гектара доберем оставшиеся 40 тысяч тонн.

Почему нам надо именно столько зерна? На торфяниках, которые занимают большую часть района, невозможно получить продовольственное и пивоваренное зерно, продав которое можно купить комбикорм из расчета один к одному. За килограмм комбикорма мы вынуждены выложить два с половиной килограмма своего фуражного зерна. Вот почему нам нужен такой большой вал.

А расходовать зерно есть куда. Надо наращивать поголовье скота, собираемся довести количество КРС до 70 тысяч, свиней — до 50 тысяч. Так что производство зерна напрямую отразится на эффективности животноводства.

Правда, замахиваясь на столь значительное увеличение производства хлеба, надо не забывать и о сушильном хозяйстве. Поэтому в прошлом году район закупил пять передвижных сушилок, в этом году хотим взять в лизинг еще столько же. Но и этого недостаточно. Хорошим подспорьем станет то, что район включен в республиканскую программу перевооружения сушильного хозяйства. Сейчас строятся три мощные сушилки, которые будут готовы к уборке. Еще четыре закладываются и начнут работать уже в следующем году.

— Сейчас в стране делается ставка на возведение новых молочнотоварных ферм. Какая у вас ситуация с этим вопросом, и что дают такие фермы?

— В прошлом году мы построили две фермы за счет льготных кредитов. В нынешнем СХЦ «Величковичи» будет строить такую же за свои средства. Преимущество таких ферм в том, что если, допустим, рассчитаны они на одну тысячу голов, то там с учетом выгульных площадок и беспривязного содержания можно держать и значительно больше животных. А доить их с помощью современного оборудования можно хоть круглые сутки.

Важно, что на новых фермах значительно возрастает производительность труда. Ведь если раньше доярка обслуживала 50 коров, то теперь может в 6—7 раз больше. А это весьма существенно с учетом сокращения рабочих рук на селе. На таких фермах изменяются к лучшему и бытовые условия, есть возможность, например, каждый день принимать душ.

Ну и, конечно же, с помощью новых ферм рассчитываем значительно увеличить производство молока. В прошлом году район немного не дотянул до рубежа 5 тысяч килограммов от коровы. Нынче планируем получить 5,5 тысячи.

— Сейчас на разных уровнях ставится задача учитывать, какой ценой достигается тот или иной результат. Это значит, что нужно соотносить валовые показатели с экономическими, смотреть на рентабельность продукции. Возьмем те же новые фермы. Ведь их возведение — дорогое удовольствие. Кредиты, хоть и льготные, надо будет отдавать. Как эти фермы будут окупаться, когда начнут приносить прибыль?

— При эффективной работе такая ферма может окупиться относительно быстро. Но при условии, что каждая из тысячи коров будет ежедневно давать не менее 20 килограммов молока класса «экстра». В результате за год можно будет иметь 7 миллиардов рублей выручки. Но здесь есть одна проблема. Связана она с погашением кредитов. Дело в том, что их требуют начинать выплачивать буквально со вступления ферм в строй. А ведь за день и даже месяц их животными не заполнишь. Чтобы пошло большое молоко, нужно время. Поэтому, на мой взгляд, для поддержки хозяйств было бы неплохо ввести на пару лет отсрочку платежей по кредитам. А когда такие фермы заработают на полную мощность, они без проблем рассчитаются с долгами.

И еще. Хочется, чтобы льготные кредиты давали и на реконструкцию старых ферм.

— Сейчас в хозяйства приходит современная техника, появляется все больше компьютеров. На ваш взгляд, по силам ли управлять всем этим простому труженику?

— В качестве ответа приведу такой пример. Посетил как-то СПК «Горняк», где после реконструкции на ферме появился доильный зал. Захотел поближе познакомиться с работой автоматики. Вызвали слесаря, тот включил компьютер, рассказал, как с его помощью идет управление производственным процессом. Я спросил у руководителя сельхозпредприятия, почему такое важное дело доверили слесарю. А мне был дан ответ, что он справляется не хуже техника или инженера. Вот и выходит, что сегодня даже слесарь на ферме должен уметь работать с компьютером.

— 2010-й объявлен в стране Годом качества. В связи с этим, какие задачи вы ставите перед своими подчиненными, в каких сферах есть резервы улучшения качества?

— Начнем с молочного стада. Ввели мы в строй две современные фермы. Казалось бы, хорошо. Но там нет животных с высоким генетическим потенциалом. Поэтому хотим улучшить качество племенной работы, чтобы еще до рождения телочки знать, какие надои она будет давать во взрослой жизни. А для этого молодняк, кроме заложенных в генах характеристик, должен еще давать привесы не менее 800—900 граммов в сутки.

Что касается качества молока, то в текущем году реализация его высшим сортом выросла в районе с 80 до 87 процентов. Но это нас сегодня уже не удовлетворяет. Мы требуем молоко класса «экстра». Пока 26 процентов такой сортности от всего реализованного сдает СПК «Большевик-агро». В ближайшее время аналогичная продукция должна появиться еще у нескольких хозяйств.

— В современной деревне меняется не только труд крестьянина, но и быт. Появление агрогородков тому подтверждение. В них уже действительно много сделано для сельских жителей. А что надо сделать еще в этом плане?

— Да, необходимый минимум в агрогородках создан. Благоустроены школы, дома культуры, ФАПы, магазины и многое другое. Но когда все агрогородки будут приведены в порядок, на мой взгляд, неплохо бы в каждом из них создать свою центральную площадь, больше внимания уделить старым улицам, на месте сносимых домов возвести новые. Заасфальтировать проезжую часть, провести газ, воду, канализацию. Тогда вся деревня обретет новую жизнь.

— Очень важный вопрос — взаимоотношения руководителей сельхозпредприятий и сельисполкомов. У одних в руках вся техника, у других — власть. Как эти люди находят общий язык, не бывает ли здесь каких-либо проблем?

— Работа председателей сельисполкомов не такая легкая, как кажется некоторым. Надо порядок на земле поддерживать, конфликты между людьми гасить, контролировать развитие личных подсобных хозяйств и многое другое. При этом у них действительно нет никаких технических средств. В такой ситуации очень важно найти общий язык с руководителями сельхозпредприятий. Поэтому обоим председателям я ставлю задачу в первую очередь подружиться. Чтобы их отношения носили неформальный характер, чтобы не слали друг другу пустых бумаг, а дела улаживали с помощью телефонных звонков и личных встреч.

— Как вы решаете кадровые вопросы. На какие качества претендентов обращаете внимание в первую очередь при зачислении их в резерв?

— Считаю, что специалист достоин быть руководителем, если он отлично владеет ситуацией в своей сфере, если у него появляются свежие мысли. К таким людям я присматриваюсь, и через некоторое время они попадают в резерв кадров. При этом возраст существенного значения не имеет, и молодость не считается недостатком. Например, у нас в управлении сельского хозяйства и продовольствия работал инженером Валерий Мельник. Ему было лишь 25 лет, когда выдвинули руководителем СПК «Краснодворцы». И он оправдал наши надежды. Еще один специалист районного звена — начальник райветлаборатории Иван Сергиеня — стал председателем СПК «Добрица». Благодаря этому руководителю хозяйство сделало значительный шаг вперед.

— Вы постоянно ведете прием по личным вопросам. С какими проблемами приходят люди, как вы им помогаете?

— Конечно, чаще всего обращаются горожане с жилищно-бытовыми вопросами. Есть проблемы и у дачников. У многих из них хорошие машины, и они хотят, чтобы по таким же дорогам можно было добраться в любой населенный пункт.

Случаются и нестандартные ситуации. Недавно был у меня на приеме участник войны из деревни Хоростово. Он построил на своем участке новый дом, но БТИ отказалось его регистрировать, так как там находился и старый дом. А два дома на одном участке держать нельзя. В этой ситуации мы приняли решение исполкома, согласно которому старый дом перевели в хозпостройку, и проблема исчезла.

Или был такой вопрос по деревне Гоцк. Там местный исполком не хотел выделять людям землю лишь на том основании, что они ее не обрабатывают, а передают родственникам или знакомым. А я сказал, какая разница, кто будет на земле работать. Возможно, кое у кого в силу возраста нет уже сил, так пусть его участок обрабатывает кто-то другой. Главное, чтобы земля не пустовала, а приносила урожай.

— Вы говорили, что много времени отдаете работе. Но отдыхать хотя бы иногда надо...

— Я люблю спорт, являюсь болельщиком своего родного футбольного клуба «Шахтер». Хожу на стадион, чтобы, с одной стороны, отвлечься от дел, а с другой, чтобы и игроки, и зрители знали, что глава местной администрации вместе с ними всегда готов поддержать команду. Сейчас в Солигорске появилась своя хоккейная команда, и я с удовольствием посещаю ее матчи.

В свободное время люблю поплавать в бассейне. А еще увлекаюсь настольным теннисом. Все это помогает снять нервную нагрузку. Отдыхаю и тогда, когда приезжаю в Копыльский район, к маме. Родные места отвлекают от забот.

Василий ГЕДРОЙЦ, «БН»
Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter