Себя показали!

Послесловие к матчу Беларусь — Аргентина

Послесловие к матчу Беларусь — Аргентина


Ну и что вы по этому поводу думаете? Вам не хочется себя ущипнуть, чтобы доказать, что это не сон и не сладкое марево мечты? Беларусь — Турция — 2:2, Германия — Беларусь — 2:2, Финляндия — Беларусь — 1:1. И вот наконец Беларусь — Аргентина — 0:0. Побед пока нет, но стабильность налицо!


Геннадий Тумилович в бытность свою игроком как–то не то в шутку, не то всерьез заметил, что Беларусь — чемпион мира по товарищеским матчам. С тех пор к результатам игр, не имеющих турнирного значения, все мы стали относиться без истерики и квасного ура–патриотизма. Перестали бить себя кулаками в грудь и воображать Кинг–Конгом, забравшимся в тесную европейскую футбольную кухоньку и разворотившим там всю посуду. «Спокойнее и тщательнее», как говорил Жванецкий. Тем не менее не заметить разительных перемен в команде, которые произошли за год работы Бернда Штанге в сборной, просто невозможно. Да и неправильно закрывать на это глаза.


В этого степенного седого немца болельщикам впору влюбиться. Они, к сожалению, лишены возможности посещать пресс–конференции, и вся харизма тренерских слов доходит до них в виде крайне усеченном, урезанном до мелкого шрифта газетных строк. Они передают лишь суть, пряча за собой эмоции. Штанге едва ли не каждую свою встречу с журналистами, будь то до матча или после, превращает в подобие дружеской беседы, в которой он, правда, ни на миг не забывает о своей роли и миссии журналистов. Порой даже кажется, что он умудряется всей этой разношерстной массой манипулировать, словно психотерапевт со стажем, он подчиняет ее себе, заставляя ловить каждое слово и строчить в блокнот десяток возможных заголовков. Чем плох был бы, например, такой: «Радостная команда»! Так охарактеризовал настрой своей дружины Бернд и именно в этом видит успех.


Состав сборной Беларуси был, пожалуй, даже более далек от оптимального, чем у наших гостей, в котором отсутствовал пяток игроков основного состава, задействованных в олимпийской команде (она, вероятно, и станет чемпионом Пекина). И тем не менее (что стало главным позитивным впечатлением) аргентинцев наши не боялись, а будто ветром подгоняемые шаманскими разводами рук Штанге, с какой–то отчаянной смелостью, казавшейся даже иногда опрометчивой и какой–то безбашенной, шли вперед. Вспомните, часто ли вам доводилось видеть, чтобы в игре с соперником, явно превосходящим нас по классу, при ничейном счете команда не отсиживалась в обороне, окопавшись у своей штрафной, словно на фронте, а атаковала, стремясь во что бы то ни стало победить? Да, опасных моментов создали немного, да, могли проиграть, не справься в конце первого тайма с выстрелом в упор Карла Тевеса Юрий Жевнов и не заряди с убойной позиции Херман Дэнис в перекладину, но об этом сейчас говорим в сослагательном наклонении, которого, как известно, история не приемлет.


Жест Штанге после матча в адрес болельщиков — согнутые в локтях руки и до боли сжатые кулаки — представлял собой не клич восторженного победителя, а единство, которого немецкий специалист так хочет добиться в отношении команды и ее преданных поклонников. Не случайно он начал свой послематчевый монолог именно со слов благодарности в адрес бурно поддерживавших Беларусь болельщиков, а уж потом поблагодарил за игру футболистов. В этот вечер они играли вместе...


Слово — экспертам


Перед матчем состоялись торжественные проводы из сборной тех, кто стал ее историей. Пред очи переполненного стадиона предстали те, кто сыграл за команду больше 50 матчей и заслужил право на благодарность болельщиков, в которой их и искупали. Сергей Гуренко, Сергей Штанюк, Валентин Белькевич, Александр Хацкевич, Андрей Островский, Андрей Лаврик, Александр Лухвич, Сергей Яскович, Петр Качуро, Владимир Маковский, Радислав Орловский, Геннадий Тумилович, Сергей Герасимец, Василий Баранов — все они отныне члены зала нашей футбольной славы. Некоторым из них по окончании поединка корреспондент «СБ» задал три одинаковых вопроса:


1. Понравился ли матч Беларусь — Аргентина?


2. Можно ли судить об уровне белорусской сборной, взяв за основу результаты последних товарищеских матчей?


3. Что изменилось в сборной с приходом Бернда Штанге?


Радислав Орловский:


1. Аргентинцы хотели взять нашу команду малой кровью. А наши просто молодцы. Собрались, сыграли, постоянно атаковали. Спасибо всем за игру.


2. Победы в товарищеских матчах поднимают настрой и рейтинг. Но это всего лишь товарищеский матч. Официальная игра — совсем другая история.


3. Многое изменилось. Я общался с ребятами, которые сейчас играют за сборную. Отношение и к футболу, и к футболистам поменялось полностью. К игрокам при Штанге стали относиться как к людям, а не как к рабочей силе. Их уважают, их ценят.


Сергей Штанюк:


1. Аргентинцы, как мне показалось, себя немного жалели. Но результат очень хороший. Да и для болельщиков такие игры в радость.


2. В плане психологии товарищеские матчи значительно отличаются от официальных, но я бы не стал их разделять.


3. В игре появилась скорость. Больше не могу сказать. Я ведь видел очень мало игр.


Петр Качуро:


1. Футбол был зрелищный, открытый, без особой грубости. Такими и должны быть товарищеские матчи. Были видны тактические схемы команд. Мне как тренеру это очень интересно. Футбол изобиловал опасными, красивыми комбинациями. Понравился Дмитрий Верховцов, который бросился под мяч и спас команду от гола.


2. Официальный матч отличается от товарищеского, там и ответственность другая, и мотивация. Но уровень нашего футбола растет. Это факт.


3. Сейчас футболисты играют тактически более грамотно, нет больших разрывов между линиями, мяч «ходит» правильно. Игра нашей сборной выглядит очень компактно. А это стопроцентная заслуга тренера.


Владимир Маковский:


1. Матч понравился. Тем более что смотрел я его на стадионе, а это куда лучше, чем по телевизору. Игра была равной. Хотя класс аргентинцев был немного выше.


2. В мое время мы тоже выигрывали все товарищеские матчи, но в официальных не могли ничего добиться. Но мне кажется, что сейчас немного иная ситуация. Соперники в товарищеских играх посильнее, да и стабильность есть.


3. Штанге многое изменил в нашем футболе. Мне сначала показалось, что у немца ничего не получится. Особенно после матча с Люксембургом. Но я ошибся. А Штанге продолжал гнуть свою линию и у него стало получаться. Сейчас сборную Беларуси я назову перспективной. Штанге сильно омолодил состав, а пацаны поверили в свои силы. Да и ветеранов проводили, ведь это тоже идея Штанге. Спасибо федерации, спасибо тренеру.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter