Себастьян Феттель стал самым молодым чемпионом Формулы-1

Абу-Даби. Небывалый финал чемпионата

Абу-Даби. Небывалый финал чемпионата


Себастьян Феттель. фотоФинальная гонка чемпионата мира в классе Формула-1 была не просто исключительной по своему накалу, но и драматической по своему итогу. Судьбу титула решили немецкий пилот Себастьян Феттель («Ред Булл»), ставший чемпионом, и… российский пилот Виталий Петров («Рено»). Именно россиянин своим мастерством не позволил самому реальному претенденту на мировое первенство Фернандо Алонсо реализовать свое преимущество и стать трехкратным чемпионом мира.
Об уникальности нынешнего сезона говорилось много. Такого накала борьбы не припоминают даже старожилы «королевских гонок». Впервые в 60-летней истории Формулы-1 в финальной гонке четыре претендента сохраняли возможность стать чемпионами. И в конечном итоге титул заслуженно достался самому быстрому из них и самому… молодому пилоту. Себастьян Феттель ни разу за сезон не был лидером чемпионата, преследуемый то техническими неудачами, то грузом собственных ошибок. Но все же именно он сумел набрать большее количество очков (256), одержав пять побед, десять раз завоевав поул-позишн и десять раз поднявшись на подиум за наградами. Именно это и позволило ему в последней гонке обойти своих ближайших конкурентов и, единственный раз выйдя в лидеры личного зачета, стать чемпионом.

 

Квалификация и поул-позишн


К месту будет отметить, что в прошедшем сезоне борьбу за победы в гонках вели пилоты трех команд-лидеров: «Ред Булл», «МкЛарен» и «Феррари». Причем первые места регулярно завоевывали именно те пятеро пилотов, которые считались фаворитами вплоть до предпоследнего этапа в Бразилии. И именно эта пятерка оказалась на первых пяти позициях зачетного протокола квалификации в Абу-Даби. Феттель, Хэмильтон, Алонсо, Баттон и Уэббер. Чем не показатель стабильности выступлений! Случайностями в этом году можно было пренебречь. Победить в финальной гонке хотели все. Но ведь чемпионское звание разыгрывалось лишь одно, а посему интрига была закручена, словно жесткая пружина автомобильного аммортизатора.


Драма, едва не обернувшаяся трагедией


Отдадим должное спортивному мастерству лидеров гонки. Понимая, что ненужная агрессия и вылет с трассы в традиционно самом опасном первом повороте перечеркнет шансы на победу, вся лидирующая пятерка стартовала исключительно корректно. Феттель сохранил свое преимущество, не уступив его Хэмильтону. А Дженсон Баттон все же сумел красиво обойти Фернандо Алонсо. В остальном же все было относительно спокойно. Тем более что вероятность дождя была заявлена синоптиками как «нулевая» – и, стало быть, самое время показывать мастерство в идеальных условиях сухого автодрома.
Избежав коллизий в первом повороте, пилоты продолжали прессинговать друг друга, пытаясь отыграть лучшую позицию. Недаром же именно первый круг слывет самым интересным в гонке. И неожиданно при прохождении очередного медленного поворота Михаэль Шумахер, атакуя Рубенса Барикелло («Уильямс») и защищаясь от своего напарника Нико Росберга, не удержал свой «мерседес» на оптимальной траектории. Его болид слегка сместился на грязную сторону трассы, и его закрутило. Когда просматривал многократно запись аварии, у меня создалось впечатление, что в этой «закрутке» Михаэлю чуть-чуть «помог» Нико, слегка подтолкнув машину именитого чемпиона. Однако ни сам Шумахер, ни кто-либо из команды не иначе как собственной ошибкой пилота это не признали.
Развернувшийся болид остановился в опасном месте, и в него на скорости в 70 км/ч въехал «Форсе Индиа» Витантонио Лиуцци. Скользнув колесами по аэродинамическим элементам, машина итальянца взобралась на кокпит «мерседеса» и остановилась в смертельной близости от головы Михаэля. Зрелище было более чем ужасным. От неминуемой трагедии Шумахера отделяли считанные сантиметры. Миллионы болельщиков замерли в шоке от случившегося. Нелепая авария, медленный поворот – и такая опасность… Когда спустя несколько секунд Михаэль самостоятельно выбрался из разбитой машины и по-приятельски пожал руку Витантонио, мы облегченно вздохнули. Пронесло!..

 

Сэфти-кар как предвестник испанской бури


Появление сэфти-кара было логичным, и на командном мостике «Рено» решили воспользоватьсяБолид. фото случаем, разыграв комбинацию запасного варианта под названием «А вдруг получится!» Виталия Петрова, стартовавшего десятым, зазвали в боксы для замены мягких шин на жесткие. Россиянину ставилась задача продержаться на одном комплекте шин до самого финиша. Причем не просто продержаться, но и попытаться обойти аутсайдеров и середнячков, максимально приблизившись к лидерам. Расчет оказался настолько удачным, что именно это событие предопределило исход гонки.
Вернувшись на трассу восемнадцатым, Виталий в спокойной манере дождался ухода машины безопасности на шестом круге и стал потихоньку, но уверенно прорываться вперед. Отметим, что аналогичная тактика была избрана командой «Мерседес» и для Нико Росберга, который, словно ведущий для россиянина, задавал необходимый темп гонки.
Оба пилота настолько хорошо поехали, что когда на 12-м круге в боксы для замены покрышек отправился Марк Уэббер, он вернулся лишь позади Петрова. Более того, через пару кругов позади Марка и следовавшего за ним Альгерсуари («Торо Россо») оказался и Фелиппе Масса, тоже решивший перейти довольно рано на жесткую резину. Но самое интересное событие, ставшее практически кульминационным моментом гонки, случилось еще двумя кругами позже. Поскольку Уэббер значился основным соперником для Алонсо в этой гонке (разница у них составляла всего 8 очков в пользу испанца), на командном мостике «Феррари» решили ориентироваться именно на австралийца. Ведь Алонсо, чтобы обеспечить себе чемпионство, даже при победе Феттеля достаточно было приехать на финиш четвертым.
И испанец вернулся на трассу впереди Марка Уэббера. Правда, оба они были позади «Рено» Виталия Петрова. Ну кто бы мог подумать, что в этот день «Рено» будет исключительно быстра, а российский гонщик не допустит ни одной ошибки за долгие 55 кругов.

 

Извини, Фернандо, я тебе не круговой!


На свежих шинах Алонсо бросился вдогонку за Петровым и, догнав его через пару кругов, обнаружил к удивлению для себя, что Виталий не собирается просто так уступать ему свою позицию. Скорость, которую в Абу-Даби показывали в этот день машины «Рено» благодаря усовершенствованным воздуховодам, была высокой. Особенно на длинных прямых. А конфигурация трассы в Абу-Даби не позволяла с легкостью обгонять соперников даже в медленных поворотах, если не было явного преимущества. Две отчаянные попытки обгона, которые Фернандо попытался предпринять за 37(!) кругов противостояния, были снивелированы оптимальной манерой пилотирования Виталия Петрова. А на большее Алонсо так и не решился. В итоге он финишировал лишь седьмым, так и не сумев пройти заслон из «Рено».
На вопрос, почему Виталий не пропустил Фернандо, Петров ответил откровенно: «Во-первых, я ведь не отставал от Алонсо на круг и поэтому был не обязан его пропускать. Во-вторых, Фернандо не очень-то и настаивал на этом. Если бы он атаковал агрессивнее и мне грозило столкновение, я бы наверняка его пропустил, чтобы избежать аварии. Мне нужно было любой ценой не только добраться до финиша, но и приехать в зачетной десятке».
Кстати сказать, еще одна парочка была почти в похожей ситуации. Льюис Хэмильтон после пит-стопа оказался позади Роберта Кубицы, который решил на мягкой резине добраться почти до последних кругов. Болид «Рено» и на этот раз был необгоняемым. Льюису пришлось примириться с этим и ждать пит-стопа своего соперника, чтобы затем яростно устремиться вперед к своему второму месту на подиуме. Росберг финишировал четвертым, Кубица – пятым. Кстати, не факт, что после обгона Петрова Алонсо удалось бы обогнать еще и Кубицу, и Росберга. Это как раз та троица, которая умеет не совершать ошибок, не тушуясь под прессингом чемпионов.
Дженсон Баттон, красиво обогнавший Алонсо на старте, финишировал третьим. И весьма символично выглядела эта тройка на подиуме. Трое чемпионов! 2008 год – Льюис Хэмильтон, 2009 год – Дженсон Баттон и 2010 год – Себастьян Феттель. Настоящая визитная карточка самого интересного сезона Формулы-1.

 

Неспортивное поведение Алонсо


Не справившись с Петровым на трассе, неудавшийся трехкратный чемпион Фернандо Алонсо не нашел ничего лучшего, как публично оскорбить российского пилота. После того как болиды пересекли финишную черту, он поравнялся с машиной Виталия и демонстративно показал вытянутый средний палец правой руки. А ведь испанец наверняка знал, что его недвусмысленный жест не пройдет не замеченным телекамерами. Петров без обид поначалу поднял обе руки, показывая, что у него не было другого выхода. Борьба есть борьба. И если ты не сумел доказать свое преимущество на трассе, нечего пенять на кого-то. Алонсо не внял такому объяснению и повторно исполнил свой красноречивый жест. Тогда Виталий резко крутанул руль влево, заставив испанца утихомириться и тоже вильнуть болидом влево, чтобы не разбить машины на стартовой прямой перед трибунами.
Такое поведение испанца еще больше настроило против него публику, и особенно прессу. Жаль, что это была последняя гонка, иначе Алонсо пришлось бы отчитываться перед FIA за подобные действия.
А мы поздравляем Виталия Петрова за минуты удовольствия, которые подарил он нам своим искусством. Именно это противостояние превратило самую безобгонную гонку сезона в увлекательнейшее по своему напряжению и накалу событие. И наверняка эта гонка обеспечила Петрову место в команде «Рено» на следующий сезон.
 

 

Владимир ВАСИЛЬЕВ, фото автора и пресс-службы «Рено» 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter