Шимов: Мирный процесс в Украине будет долгим и трудным

Сдержки и противовесы для России

Мирный процесс в Украине будет долгим и трудным
После переговоров контактной группы по урегулированию конфликта в Донбассе, которые прошли 6 мая в белорусской столице, дипломатическая активность вокруг украинского кризиса развивалась по нарастающей.

11 мая с громкими заявлениями выступили представители ДНР и ЛНР, участвовавшие в переговорах в Минске, — Денис Пушилин и Владислав Дайнеко. Они заявили, что ДНР и ЛНР готовы остаться в составе Украины при условии предоставления им «широчайшей автономии» и глубокой конституционной реформы. При этом представители самопровозглашенных республик отметили, что на автономный статус могут претендовать не только ДНР и ЛНР, но и другие регионы Украины. Примечательно, что заявления эти прозвучали в годовщину референдума, на котором жители подконтрольных ДНР и ЛНР территорий высказались в поддержку независимости от Украины. В самопровозглашенных республиках эта дата отмечалась, по сути, как день независимости. Тем не менее высказывания представителей самопровозглашенных республик свидетельствуют, что их руководство настроено на поиск компромиссов с украинской стороной в рамках минских договоренностей.

13 мая стало известно, что самопровозглашенные республики направили Киеву свои предложения по конституционной реформе в Украине. Ничего принципиально нового в них не содержится, эти позиции ДНР и ЛНР высказывали и ранее. Сюда входят предоставление Донбассу особого правового статуса и экономической автономии, формирование народной милиции, подконтрольной местным властям, официальный статус русского языка и конституционно закрепленный внеблоковый статус Украины. Также самопровозглашенные республики настаивают на недопущении к местным выборам партий, поддерживавших проведение «антитеррористической операции» в Донбассе.

Как представляется, данные инициативы выражают позиции не только самопровозглашенных республик, но и России и являются сигналом как для Киева, так и для покровительствующих ему ЕС и США. По сути, это то, как видит урегулирование украинского кризиса Россия. Внеблоковый статус Украины является гарантией того, что военные базы и другие объекты НАТО не появятся у рубежей России. Автономия же для юго-восточных регионов создаст в их лице противовес прозападно ориентированному Киеву и позволит им проводить более самостоятельную экономическую политику, в том числе в сфере сотрудничества с Евразийским союзом.

Проблема, однако, заключается в том, что ни Киев, ни его западные покровители не готовы к такого рода компромиссам. У сторон конфликта по-прежнему отсутствует общее понимание того, как должен идти процесс урегулирования в рамках минских договоренностей. Если для ДНР и ЛНР это предполагает глубинную конституционную реформу, по сути, «перезагрузку» украинской государственности, то Киев готов лишь к незначительным и, по большому счету, чисто символическим уступкам. К сожалению, столь неодинаковое видение во многом обусловлено тем, что минские соглашения носят общий и неконкретный характер, оставляя широкое пространство для самых разных интерпретаций. Впрочем, в условиях антагонистичных позиций сторон иного и быть не могло.

Обнадеживающим сигналом того, что мирный процесс может наконец сдвинуться с мертвой точки, стал визит госсекретаря США Джона Керри в Сочи, где на переговорах с В. Путиным и С. Лавровым обсуждались перспективы ситуации в Украине. Несмотря на то что каких-либо значимых результатов эта встреча не принесла, сам ее факт расценивается многими экспертами положительно. Не секрет, что нынешние киевские власти рассматриваются в экспертных кругах России как клиенты США, а значит, и урегулирование конфликта в Донбассе видится только через прямые контакты с американской стороной.

Нынешний приезд Дж. Керри в Россию связывают с недавним визитом в российскую столицу Председателя КНР Си Цзиньпина. В ходе праздничных торжеств, посвященных 70-летию Великой Победы, российский и китайский лидеры демонстрировали недвусмысленные намерения укреплять стратегическое союзничество двух стран. Между тем российско-китайский альянс является давним кошмаром внешней политики США. В свое время американцы приложили немало усилий для разрушения советско-китайского союза, наметившегося после Второй мировой войны (об этом писал в своей нашумевшей книге «Великая шахматная доска» Зб.Бжезинский). Разумеется, нынешнее российско-китайское сближение также вызывает серьезное беспокойство в Вашингтоне.

Кроме того, в своей внешнеполитической игре Россия, очевидно, рассчитывает на углубляющиеся противоречия между США и ЕС, вызванные недовольством зависимостью от американской внешней политики. Этому немало способствует и украинский кризис, во многом инспирированный из Вашингтона, издержки которого, однако, ложатся преимущественно на плечи ЕС.

Впрочем, рассчитывать на легкое взаимопонимание с западными партнерами России не приходится. Линия на стратегическое сдерживание этой страны остается доминирующей как в США, так и в ЕС, а значит, и мирный процесс в Украине будет долгим и трудным.

shimoff@rambler.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter