Беларусь выигрывает от заморозки объемов добычи нефти

Сдержанная качка

Ожидания экономистов и политиков подтвердились. Страны — участницы ОПЕК —  согласились продлить до конца 2018 года соглашение по ограничению добычи нефти. Так ее экспортеры стремились свести на нет избыток предложения на рынке и вернуть высокие котировки на сырье. Как результат, нефть подорожала. В международную повестку дня возвращается прежняя геополитическая острота.

Фото Рейтер

Достигнутая в Вене договоренность касается стран — членов ОПЕК и одиннадцати не входящих в организацию производителей нефти. Цель — снизить нефтяные запасы в странах Организации экономического сотрудничества и развития до среднего пятилетнего уровня. Ведь именно переизбыток добычи нефти вел к падению цен на нее. Как показала практика, на потребительских ценах (на топливо и на товары) это не сказывалось: они не снижались. А вот экономики нефтедобывающих стран очень даже падали. И коллективная задумка экспортеров удалась. Снижение объемов добычи привело к тому, что цена на нефть марки Brent вышла примерно на 65 долларов за баррель, подорожав до уровня благополучного 2015-го. С 30-долларового минимума в начале 2016 года.

Казалось бы, на этом можно успокоиться. Однако на смену экономическим трудностям пришла геополитическая интрига. Ближний Восток на протяжении всей истории был ареной интенсивной борьбы за власть. С открытием же нефти и началом ее промышленного использования значение чрезвычайно богатого ресурсами региона резко возросло. “Причем настолько, что некоторые даже склонны рассматривать и теоретизировать борьбу за власть, которая продолжается в течение последнего века на Ближнем Востоке, только с точки зрения нефти, — отмечает турецкая газета Hu..rriyet. — Сегодня те, кто предпочитает рассматривать войны за влияние на Ближнем Востоке сквозь призму нефти и природного газа, делают особый акцент на двух важных факторах. Один из них — ближневосточное видение президента США Дональда Трампа”.

Именно американский фактор многие аналитики считают наиболее существенным. Более того, достигнутое ОПЕК+ соглашение по сдерживанию добычи нефти по сути означает полноправное возвращение в игру американских производителей сланцевой нефти. Их работа рентабельна как раз при ценах от 60 долларов. Но именно для того, чтобы сохранить свою долю рынка на фоне подъема сланцевой добычи, Саудовская Аравия в 2014-м практически в одностороннем порядке решила “затопить” рынок нефтью. Как результат, стоимость барреля за несколько месяцев упала со 120 до 27 долларов. И хотя для Саудовской Аравии даже такое падение цены не было критичным (в этой стране рентабельность нефтедобычи начинается с цены 10 долларов за баррель), эта стратегия дорого обошлась Эр-Рияду в финансовом плане. Больше рисковать с низкими ценами эта страна, судя по всему, не хочет.

А Соединенные Штаты, похоже, попросту не могут. Хотя экспорт черного золота из США и достиг в нынешнем году рекордных 2 миллионов баррелей нефти в день, идеи разработки и добычи сланцевой нефти остаются больше прожектами, мало кого способными обмануть. Да, только в течение одной лишь последней недели ноября число буровых в США выросло на шесть штук — до 929 единиц. Однако эксперт французской компании OFI AM Бенжамен Луве за лесом вышек не видит результата:

— Производство в сланцевой отрасли увеличилось в январе и феврале, однако с тех пор особого прогресса не видно. Было много бурения, но работы шли лишь на нескольких скважинах. В последнем докладе американского энергетического ведомства отмечаются низкие объемы производства на сланцевых скважинах.

А вот нашей стране рост нефтяных цен весьма на руку. В Правительстве рассчитывают, что доходы бюджета в нынешнем году превысят запланированные на 1,1 миллиарда рублей. Во многом благодаря именно тому, что цены на нефть оказались выше ожидаемого уровня. Дополнительные доходы могут быть направлены на покрытие дефицита бюджета Фонда соцзащиты населения, на выплату трудовых пенсий. Рост нефтяных цен окажет влияние и на прогноз социально-экономического развития нашей страны на следующий год. Ведь пока расчеты нашего Правительства исходят из стоимости барреля 45,9 доллара. Директор компании “Альпари Евразия” Александр Сабодин видит и другие благоприятные для нас перспективы потяжеления черного золота в цене:

— Я разделяю прогноз Правительства и Национального банка. Если не будет шоковых внешних факторов, например, резкого снижения стоимости нефти, то в следующем году не стоит ожидать инфляцию выше 7 процентов. Динамика цен на нефть — еще один из существенных факторов, влияющих на обменный курс в нашей стране. Если на внешнем рынке не возникнет шоковых ситуаций, то спрос и предложение иностранной валюты в Беларуси в 2018 году будут сбалансированы.

Ценные прогнозы

Договоренность о продлении заморозки добычи в странах, входящих и не входящих в ОПЕК, поможет в 2018 году баррелю Brent преодолеть рубеж 70 долларов, если на рынке не будет новых шоков. В ОПЕК заявляли, что их устраивает и текущий коридор цен — 62—65 долларов. Главное, чтобы котировки были стабильны.

osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter