О системе безналичных платежей

Сделайте правильный выбор

Очень хочется поскорее дождаться того прекрасного дня, когда командовать парадом на рынке товаров и услуг наконец начнут сами потребители. Но если за 20 с лишним лет мы уже уяснили, кому жаловаться, если в ресторане пережарили стейк, какая польза от товарного чека, а также как велико значение букв и цифр на упаковке с продуктами, то кредитные договоры в банковских офисах до сих пор подмахиваем не читая. Еще и обижаемся, когда потом выясняется, что не все так радужно. Хуже того. Мы продолжаем ходить в магазин, где однажды нас обвесили или нахамили, — потому что ближе к дому. Не отказываемся от услуг диспетчерской такси, которая вечно доставляет неудобства, — потому что привыкли. Сотрудничаем с банком, который не нравится, — потому что и в голову не приходит поменять его! 

А знаете ли вы, что логотип на вашей банковской карте — всего лишь выбор вашего работодателя, и вам ничто не мешает сделать свой? Хотя, пожалуй, некоторым мешает... отсутствие мало–мальской грамотности, элементарных навыков и хотя бы относительно четкого представления о процессах в этой сфере.

Пора уже осознать: банки — это примерно те же гипермаркеты с множеством продуктов, разным уровнем сервиса и подхода к клиенту. Поэтому и здесь нужно выбирать и сравнивать, прежде чем совершать покупку. Недавно свои правила игры озвучил один из крупных белорусских банков, установив комиссионный сбор за проведение платежей наличными средствами. Клиенты восприняли это как личную обиду. К слову, широкий резонанс событие получило лишь потому, что данный банк располагает достаточно большой сетью точек по приему платежей. А ведь можно назвать целый ряд — правда, не таких популярных в народе — финансовых учреждений, где размер аналогичной комиссии давно установлен на еще более высокой отметке! Наверняка большинство считает это инициативой Нацбанка — по крайней мере, так легко рассудили некоторые СМИ. На самом же деле у Нацбанка даже нет права вмешиваться в тарифную политику других игроков на этом рынке, рассказывает начальник главного управления развития цифровых банковских технологий Нацбанка Александр Сотников. И уточняет — имела место всего лишь рекомендация: «При установлении размера комиссионного вознаграждения за совершенные операции по платежам исходить из себестоимости данной услуги». Следовать ей или нет — дело банка. Кто–то тут же ухватился, а кто–то — нет, проще говоря, и сегодня берет расходы на себя. Соответственно у тех, кто не может или не хочет перестроиться на прогрессивную безналичную схему расчетов, по–прежнему существует альтернатива.

И она останется до тех пор, пока большинство не осознает, что наличные деньги — довольно дорогое удовольствие для любой экономики. Ведь банкноты нужно напечатать и купить, потом — инкассация, кассовый пересчет, броневики, охранники, развоз денежной массы по клиентам и прочие хлопоты. Согласно официальной статистике, в США ежегодно закрывается около 10% банковских офисов, потому что американцы поняли: удаленное обслуживание гораздо удобнее. А Скандинавские страны совершенно серьезно сегодня обсуждают вопрос о полном переходе на безналичный денежный оборот. В Беларуси сужение оборота наличных денег, поверьте, заметно оздоровит экономику. Тем меньше будет мошеннических операций, коррупции, работы с «черным налом». Здесь еще вот что обидно: введение комиссионного сбора обсуждалось шумно, а то, что этот же банк одновременно отменил оплату за любые расчеты безналичными средствами, включая произвольный платеж и перевод денег с одной карточки на другую, почему–то осталось без внимания...

Увы, так уж исторически сложилось — люди привыкли очень многое получать бесплатно. Пока нет осознанного понимания, что любая услуга стоит денег. И до сих пор больше радости приносят не честно заработанные деньги, а метаморфозы девальвации–инфляции, которые порой обесценивают обязательства по дорогостоящим кредитам. Думается, наоборот, надо бы сказать спасибо отечественным разработчикам ЕРИП — совершенно уникального, не имеющего аналогов в мире, белорусского продукта — за возможность попрощаться с ненавистными очередями в сберкассах и поспешить освоить нехитрую азбуку электронных платежей. Тем более что в любом банковском или почтовом отделении обученный персонал готов каждому все терпеливо объяснить и показать. В конце концов, освоили же пенсионеры мобильные телефоны, скайп и интернет!

Вообще, недавняя история многому учит. Вспомните, как год назад пассажиры охали и хватались за голову при словах «валидатор» и «электронный проездной». Где теперь их страхи? Так же и здесь. Сегодня на 9,5 миллиона населения страны выпущено 12,3 миллиона банковских карточек, на которые можно перевести не только зарплаты, но также любые пенсии и пособия. Можно распоряжаться ими, не вставая из уютных домашних кресел или с офисных стульев. У «новой игры» хорошие правила. Остается их принять и начать выигрывать время.

sestra.margo@gmail.com

Советская Белоруссия № 117 (24747). Вторник, 23 июня 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter