Источник: Знамя юности
Знамя юности

Классный совет. Педагог по обществоведению из Витебска учит теории, разбирая с учениками случаи из жизни

Сделать успешный кейс

Есть шутка: у грамотного педагога по обществоведению ученики могут сделать SWOT-анализ не хуже матерых бизнес-аналитиков. Это точно про Надежду Агееву, учителя витебской средней школы № 12 имени Л. Н. Филипенко. На ее занятиях дети не просто заучивают термины и читают параграфы, а составляют рабочие кейсы – теория и практика в формате одного урока. Как грамотно выбрать вклад, написать резюме и разобраться в нюансах трудового договора – лишь часть вопросов, которые ребята уже обсудили. Читателям нашей газеты педагог расскажет, как эффективно подготовиться к ЦТ по обществоведению.

Составить топ, сформировать плейлист

Надежда Агеева признается, что готовых знаний ее ученики не получают:

– Было бы слишком просто. Научить учиться – вот что важно! Сформировать такие навыки, которые школьник сможет применить в жизни. Использую метод «4К»: развиваю критическое мышление, креативность, коммуникативные способности, стремление к кооперации. А еще задействую технику кейсов и возможности SWOT-анализа – в бизнесе это инструмент для оценки, помогающий определить ошибки с рисками и пути решения проблемы.

На доске педагог выводит большими буквами «Кейс «Трудовое право»:

– Знаете, с чего начинаем эту тему? С написания резюме. Подумайте: почему сотни анкет так похожи друг на друга? А ведь речь о важном – презентации претендента перед работодателем. Кроме этого, изучаем трудовой договор, штудируем права и обязанности сотрудника и нанимателя. После ребята разбирают ситуации из жизни, пользуясь статьями Трудового кодекса. Изучаем финансы: работаем с кредитным договором, учимся на примере банковских предложений выбирать вклады, депозиты, пробуем составлять и вести семейный бюджет. В школе обществоведческий профиль: наши ученики – будущие политики, юристы, сотрудники органов внутренних дел. Их со школьной скамьи надо учить решать сложные задачи, поэтому часто использую метод кейсов. Интеллектуальные карты, тематические «азбуки», визуализация материала в виде коллажа или облака слов, презентации, плейлисты, различные топы (книг, фильмов, лекций, памятников, научных открытий) – формы для закрепления материала, которые так же хорошо работают.

Алгоритм успеха

У Надежды Вячеславовны уже выработалась система, как последовательно прийти к высокому баллу на тестировании:

– Необходимо следовать определенному алгоритму: учебное занятие, факультатив, составление карты памяти (ментальной карты) по изучаемой теме, подборка и анализ визуального материала, решение тематического теста, отработка аналогичных заданий ЦТ прошлых лет. Дополнительно мои ученики составляют флеш-карточки для запоминания – рисуют сами либо оформляют в специальных приложениях. Подход работает: ребята сдают тесты в диапазоне 81–99 баллов, что не может не радовать. Например, на втором ЦЭ два человека из восьми получили 98. Особенно приятно, что последние три года мои ученики становятся победителями заключительного этапа республиканской олимпиады по этому учебному предмету.

Не ждите, пока поезд уйдет

Но что делать, если времени мало, а о хорошем результате все равно мечтаешь?

– Не ждите, пока его станет еще меньше, – Надежда Агеева стучит по циферблату часов. – Начните прямо сейчас. И вы уже будете знать больше, чем час назад. Не существует суперметода для усвоения материала за неделю с нуля. Организуйте работу. Подготовиться можно лишь при условии, что станете заниматься понемногу каждый день. Беретесь за занятия систематично – результат есть, выбиваетесь из графика – цель становится все дальше. Составьте план. Не знаете как? Обратитесь к учителю, он поможет. Не сидите на сложных темах, отдавая им все силы. Не останавливайтесь на тех, которые знаете хорошо. Обращайтесь к учебнику, а не к интернету. Обязательно следите за своим прогрессом, решая тесты прошлых лет. Это, пожалуй, главные рекомендации.
СОВЕТЫ ОТ НАДЕЖДЫ АГЕЕВОЙ:

1. Подготовку к ЦТ начните заранее, учитывая свой уровень знаний, а не просто за два-три месяца. Это касается учеников, которые сейчас переходят в 11-й класс. Может сложиться впечатление, что времени еще много, но это не так.

2. Проверьте себя – хорошо бы уже в 10-м классе сходить на РТ.

3. Составьте план и строго следуйте ему: занятия должны быть систематическими.

4. Начинайте с базовых понятий – о государстве, человеке, обществе, коллективе. И только потом изучайте сферы жизни общества: политику, социологию, экономику, мораль. Правовая сфера самая сложная и объемная. Надо знать свои права и уметь их отстаивать – эти навыки и в жизни пригодятся.

5. Измените свое отношение к учебным и факультативным занятиям, не относитесь к ним формально – это 50 процентов успеха. После уроков идите на дополнительные, даже если не очень хочется.

6. Делайте конспекты самостоятельно, используйте приложения для составления флеш-карточек, визуализируйте материал, не игнорируйте сложные или нелюбимые темы.

7. Обратите внимание на термины. Причем учитывайте не только их значение, но и правильность написания. В обществоведении немало понятий, многие из них иностранного происхождения (латинские, греческие, французские, английские, немецкие), некоторые впервые вводят ученые – все это вызывает сложности с запоминанием. Используйте знание иностранных языков, подбирайте ассоциации, образы, синонимы, ищите логические или шуточные связки.

8. Педагогам я бы посоветовала подбирать на каждое занятие или в качестве домашнего задания формы работы, которые направлены на формирование умений и навыков. Например, попросите предварительно посмотреть фрагмент художественного фильма, мультфильма, социальную или коммерческую рекламу. Пусть ребята определят их главную идею и свяжут с изучаемой темой.

9. Работайте с источниками. Например, на уроках мы часто заглядываем в Конституцию Республики Беларусь, кодексы. Они становятся опорой в решении правовых задач.

10. Используйте учебные материалы для подготовки к ЦТ и ЦЭ, рекомендованные Министерством образования.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter