Наши корреспонденты увидели, как на деле налажен процесс импортозамещения

Сделано в Ошмянах

Всего два года потребовалось коллективу завода «Радиотехника», расположенного в небольшом городке Ошмяны Гродненской области, чтобы утроить экспорт, резко нарастив при этом темпы модернизации, объемы производства и выпуск новых видов продукции. Столь высокая динамика стала возможной благодаря укреплению экономических связей с российскими партнерами и потребителями. Как оказалось, белорусские комплектующие для автомобильной и сельскохозяйственной техники, а также подъемно-транспортного оборудования ничуть не хуже европейских аналогов, которым ранее отдавали предпочтение в стране-соседке.

Сегодня на заводе «Радиотехника» производят более 200 наименований продукции.

Россия и раньше была основным внешнеэкономическим партнером ошмянского ОАО «Радиотехника», а с обострением ситуации в международной политике и экономике, санкционным давлением это партнерство стало максимально тесным и взаимовыгодным. Вместе с директором завода Сергеем Концевым листаем таблицы итоговой отчетности. Цифры впечатляют. Только по итогам прошлого года темп роста экспорта составил 155 процентов.

— Мы плотно сотрудничаем в части замещения автокомпонентов для заводов КАМАЗ, УралАЗ, «Группа ГАЗ», куда ранее многие комплектующие поставлялись из ЕС. Процесс замещения происходил не одномоментно: необходимо было не только освоить новые виды продукции, но и пройти все необходимые испытания для ее введения в конструкторскую документацию. В результате только с КАМАЗом в 2023‑м мы подписали программу сотрудничества на три года, которая предусматривает поставку 16 видов изделий. Практически все они импортозамещающие. С УралАЗом ситуация аналогичная. Завод создает новый модельный ряд автомобилей, и мы уже являемся неотъемлемой частью этого процесса. Например, у автомобилей «Скорой помощи», выпуск которых в ушедшем году наладил УралАЗ, проблесковые маячки нашего производства.

После ухода некоторых западных производителей вырос спрос на импортозамещающую продукцию «Радиотехники» и в Беларуси. Чтобы его удовлетворить, предприятие постоянно наращивает производство инновационных видов продукции, на ее долю уже несколько лет подряд приходится примерно половина от общего объема выпускаемой продукции. К слову, для поддержания конкурентоспособности в сфере автомобилестроения предприятие получило сертификат соответствия ISO 16949.


Работать сразу на две страны дает возможность и то, что российские и белорусские производители грузовиков унифицировали многие детали своей техники. Например, когда мы были на предприятии, здесь полным ходом шла штамповка боковых указателей поворота для «КАМАЗов». Эта же деталь прекрасно подходит и для белорусских «МАЗов». Изделия из прозрачного пластика производят на участке пластмасс, который в 2023‑м перешел на работу в три смены, притом что за два последних года здесь было установлено новое оборудование, в разы увеличившее прежнюю производительность.

— У нас установлены две новые машины, которые позволяют делать 800 деталей в смену, в то время как прежние выдавали 400, — рассказывает мастер участка пластмасс монтажного цеха Людмила Гостик и демонстрирует новенький сверкающий поворотник. — Указатель поворота — новое изделие для нас, мы недавно освоили его производство. Я работаю на этом заводе 21 год и помню времена, еще лет пять назад, когда заказов было так мало, что нас отпускали на каникулы, а теперь мы загружены работой по полной.

По итогам года инвестиции в производство увеличились на 40 процентов. Благодаря росту прибыли завод больше закупает нового оборудования, которое обеспечивает и темп, и качество. Недавно, например, внедрили импортозамещающее производство металлических профилированных решеток, которые на 99 процентов раскупаются российскими потребителями. Уже сейчас график их поставок расписан до марта. Появились станки по лазерной гравировке и металлообработке.

Сегодня в ОАО «Радиотехника» производится более 200 наименований различной продукции: светотехника, переключатели, электромагниты, разъемы и многое другое. Помимо новых разработок есть изделия, которые завод традиционно на протяжении многих лет поставлял в Российскую Федерацию. В том числе детали для эскалаторов метрополитена: ступени и бегунки. Только за последний год ошмянские комплектующие были установлены на эскалаторах станций «Большой проспект» в Санкт-Петербурге, а также «Столбово», «Физтех», «Кленовый бульвар» в Москве. Это серьезная ответственность. Можно только представить, к каким последствиям приведет даже часовой простой эскалатора в московском метро. Поэтому качество изделий должно быть идеальным. Так оно и есть. Недавно на завод прислали снимки агрегатов, которые устанавливали в 2018 году, детали как новые. Это значит, что в процессе производства все было просчитано и подогнано с максимальной точностью, чтобы во время эксплуатации нигде не стучало, не разбалтывалось и не изнашивалось.

Наряду с серьезной модернизацией производства для того, чтобы выполнить постоянно растущие обязательства перед партнерами, в 2022 году завод открыл 40 новых вакансий, в прошлом — еще 25. Сейчас на предприятии работают почти 250 человек. Темп роста заработной платы по итогам 2023‑го составил 115,5 процента.

— Получаемую прибыль вкладываем не только в развитие производства, но и в совершенствование социальной сферы. Закончили ремонт общежития, сейчас делаем упор на создание комфортных условий работы. Оборудовали новую комнату приема пищи, утеплили фасады, занимаемся ремонтом цехов: поменяли старые окна на современные пластиковые, ремонтируем кровлю, — перечисляет сделанное за последнее время Сергей Концевой.

По словам директора, перспективы дальнейшего расширения производства у завода есть. Нужно только идти навстречу новому партнерству и не бояться браться за освоение новых видов продукции. Основным направлением для дальнейшего развития он считает использование потенциала Союзного государства.

charovskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter