Сделано... на Малой Арнаутской

Поддельные товары под “фирменным” ярлыком заполонили рынки Контрафактный товар, к сожалению, давно и прочно вошел в нашу жизнь. Поддельные стиральные порошки, шампуни, моторные масла, чай, кофе, не говоря уже об одежде, наверняка неоднократно “радовали” многих покупателей. Волосы после мытья не выпали — вот и славненько, подошвы “фирменных” кроссовок продержались неделю — не беда... А нечистые на руку дельцы тем временем вовсю эксплуатируют чужую интеллектуальную собственность, наклеивая якобы фирменные товарные знаки на свои “изделия”.

Вместо гранул — проволока
Хотя за последнее время милиция серьезно “потрепала” подобных “бизнесменов”, правонарушения в этой сфере не исчезают. А почему? Рентабельность просто колоссальная, может доходить до 500 процентов. Крупных производств контрафактной продукции, как в соседних странах, у нас, к счастью, нет.
Работают злоумышленники обычно кустарными методами, изготавливая мелкие партии контрафактной продукции. Реализовывают, как правило, через рынки, интернет-магазины, то есть там, где существует наименьший контроль за движением товара. Так, двое двадцатипятилетних друзей-студентов из Минска решили подзаработать на производстве популярных у домохозяек порошков типа “Ариэль” и “Визирь”. Они закупили несколько мешков самого дешевого белорусского стирального порошка, заказали в полиграфической фирме нужное количество красочных коробок — и со всем этим богатством отправились на дачу в Минском районе “делать бабки”. Порошок фасовался в пачки с помощью обычных бытовых весов, а вместо красных и синих гранул, показанных в рекламе, они добавляли нарезанную цветную проволоку. Дешево и сердито. Коробки запечатывали силикатным клеем. Вот и готовый продукт. “Вы все еще стираете обычным порошком?”
— Мы заказали у них две с половиной тонны порошка для контрольной закупки, — рассказывает старший оперуполномоченный УБЭП УВД Миноблисполкома Виктор Косенко. — Парни ударно трудились день и ночь. Когда все было готово, решили “обмыть” предстоящую сделку в счет будущей прибыли. Но наступившее после веселой ночи в “Белой Веже” утро ребят разочаровало. Сотрудники УБЭП провели проверочную закупку, и прибыль “обломалась”. Предприимчивым студентам грозит конфискация изготовленного контрафакта и административное наказание в виде штрафа от 20 до 50 базовых величин. Вроде бы и немало, но в масштабах бизнеса административный протокол и небольшой штраф — это смешно. Был только один случай, когда правонарушителя привлекли к уголовной ответственности за торговлю поддельной продукцией одной известной марки.
Законодательству нужна определенность
— Для реального наказания необходимо определить уровень дохода таких правонарушителей, что мы сделать не в состоянии, просто нет такой методики, — говорит Виктор Косенко. — Когда, допустим, будет законодательно определено, что нам надо установить сроки противоправной деятельности, чтобы узнать, какой доход за это время был незаконно получен, — другой вопрос. А пока чем можем, тем и оперируем. А жулики, зная ситуацию, используют ее в своих целях.
Например, один молодечненский предприниматель выпускал средства для мытья посуды с незаконным использованием товарного знака, принадлежащего брестскому государственному предприятию. Семь лет функционировало контрафактное производство! Когда коммерсанта вывели на чистую воду, судом Молодечненского района он был оштрафован... на пять базовых величин.
Кстати, подобная неопределенность законодательной базы связывает руки правообладателям при предъявлении иска в гражданском судопроизводстве за нанесенный вред деловой репутации и упущенную выгоду.
Как не нарваться на подделку
Чем больше разрекламирована марка, тем больший интерес она представляет для злоумышленников. Можно “обрадовать” домохозяек имеющейся информацией, что на рынках появляются партии поддельного “Калгона” (средство от накипи для стиральных машин), мужчин огорчит аналогичная ситуация с “Жиллетт”. Имеются конкретные факты, что на рынке “Экспобел” реализовывалось поддельное женское белье “Мілавіца”. Трижды оперативниками выявлялось и пресекалось мелкое подпольное производство стиральных порошков “Тайд”, “Ариэль” и “Визирь”. Аналогичных примеров, к сожалению, довольно много.
— Чтобы избежать встречи с контрафактом, не следует делать закупки в непонятных местах, на мелких стихийных рынках и т.д., — советует Виктор Косенко. — Надо внимательно смотреть на упаковку. Контрафакт — это всегда копия, имитация. Будут блеклые краски, размытые изображения, ошибки в написании текста. Если упаковка мятая и непривлекательная — лучше отказаться от покупки.
Контрафакт бьет по престижу государства
Контрафакт — очень серьезная проблема на мировом уровне. От этого страдает не только потребитель, оплачивающий подделку по фирменной цене. Речь идет о престиже государства. Ведь Беларусь присоединилась практически ко всем международным договорам, касающимся защиты интеллектуальной собственности, и условия, предъявляемые мировым сообществом, очень сложно соблюдать. Во многих странах есть специальные органы по борьбе с нарушениями в сфере интеллектуальной собственности. У нас, чтобы применить уголовное наказание к злоумышленнику, надо либо накрыть крупную партию контрафакта, либо доказать, что после предшествующего привлечения к административной ответственности человек продолжает заниматься этой противоправной деятельностью. Но лжепредприниматели идут на хитрости, подставляя по договоренности продавца, который и несет ответственность. На его место приходит другой, и все продолжается.
В среднем за год выявляется около 100 нарушений в сфере интеллектуальной собственности. Изымается четыре-пять тысяч единиц контрафактной продукции. Это свидетельствует о том, что подобный товар на рынке присутствует. Для борьбы с этим явлением милиция принимает все возможные меры. Но они все равно не могут считаться достаточными без серьезного и основательного подключения к данной проблеме и других уполномоченных государственных структур.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter