Сделал все, что мог, пусть другие сделают лучше

Константин Шароваров уходит из женской гандбольной сборной...

Константин Шароваров уходит из женской гандбольной сборной. Не верится. Казалось бы, пять лет, по спортивным меркам, — немного. Чуть больше олимпийского цикла. Но за это время Константин Георгиевич стал едва ли не неотъемлемой частью успехов и неудач этой команды. Неудач было, увы, больше. Но избитая фраза о том, что проигрывает всегда тренер, здесь неуместна. И ушел–то Шароваров на победной ноте, с минимальным перевесом обыграв на площадке могилевского «Олимпийца» сборную Словении. Для появления белорусок в списке участниц грядущего чемпионата Европы этого оказалось мало, но, по признанию самого Шароварова, и решение о расставании со сборной родилось в его голове не 30 мая. И цифры на табло — далеко не единственная этому причина.


— Решение давно зрело, — в голосе тренера горький коктейль из досады, обиды и еще целого набора эмоций, разобраться в которых ему еще предстоит. — Сказать, что обиделся, — не совсем правильно. Где–то в душе что–то подобное, наверное, присутствует, но называть это главной причиной глупо. В конце концов, я уже достаточный срок работаю на одном месте и меня больше, чем кого–либо, расстраивают поражения. Но куда больше расстраивает давление. Какие–то советчики, «знатоки», перешептывания за спиной, комментарии... Я уже несколько раз порывался сказать: «Если вы все такие специалисты, то возьмите и сделайте лучше!» Вот и посмотрим сейчас.


— А если бы удалось победить словенок с разницей в 10 мячей и вывести команду в финал еврочемпионата?


— Все равно ушел бы. Я на игру в Могилеве выходил уже с твердым осознанием, что это мой последний матч со сборной. К слову, я считаю, что как бы там ни сложилось у моего сменщика, перестановки должны пойти на пользу команде. Придет новый человек, с новым видением игры и новыми взглядами...


— Шароварова часто критиковали за излишне осторожную стратегию...


— Мои игровые модели на клубном уровне работают отлично. Потому что в клубе мы вместе уже давно, изо дня в день каждый игрок отрабатывает свои действия и точно знает, чего я от него хочу. В результате мы выигрываем и в защите, и в атаке. В национальной команде так не получается. Была, к примеру, сборная Швеции в свое время. 10 лет эти ребята играли в один и тот же оборонительный гандбол, и никто не мог их победить. Я как раз в то время работал в Швеции и все это видел. Никто ничего не изобретал: просто люди на каждой позиции четко исполняли именно то, что от них требовалось. Плюс сильный национальный чемпионат. Иначе мы получаем вариант Иры Дроновой, которая прекрасно провела сезон в чемпионате страны, а в игре со словенками допускала одну ошибку за другой. Это неудивительно: наш чемпионат только последние два года начал постепенно становиться похожим на национальную лигу, а девочки перестали чувствовать себя ущербными и голодными.


— Но «БНТУ–БелАЗ» все равно неизменный чемпион... Выходит, количество в качество не переходит?


— В отличие от мужской лиги у нас более или менее равные шансы на чемпионство имеют шесть команд. Другое дело, что у каждой из них есть большие проблемы, и даже БНТУ сегодня оказался на грани выживания. По большому счету, чемпионский состав мы уже потеряли: две трети девочек отказались продлевать контракты. Нет никаких гарантий, что в клубе вообще не закончатся деньги. Мы ведь и сейчас уже два месяца без зарплаты сидим, в еврокубки не заявились.


— Как–то не верится, что чемпион прекратит существование...


— Я тоже надеюсь, что его удастся сохранить. Но в нынешнем виде — уже точно нет. Да и не только у нас проблемы. А когда нет сильного чемпионата — откуда взяться сборной?


— В баскетболе же появилась, хотя и чемпионат, и условия для роста приблизительно одинаковые.


— Когда–то в гандболе была команда СКА. Долгое время гремела на всю Европу. Почему? В ней сошлись хороший тренер и сильные игроки. В баскетболе произошло что–то подобное. Называйте это стечением обстоятельств, тренерской удачей — как хотите. Буяльский — сильный специалист, но ему повезло, что появились эти девчонки, которые играли, к слову, у него на виду в российском чемпионате. Но придут другие игроки — и далеко не факт, что они смогут выступать так же сильно. А в гандболе Спартак Петрович Миронович уже сколько времени бьется, а собрать второй СКА не может. Нет звезд, которые могли бы сойтись в одной команде. А тем, кто есть, хоть десять тысяч долларов в месяц плати — они лучше не заиграют.


— Но с чего–то начинать надо?


— Надо, но важно не наделать сгоряча ошибок. Вот, например, говорят: надо отправить сильнейших игроков в европейские клубы. Я не против. Но только если там они будут играть, а не сидеть на лавке. И даже в этом случае нужно помнить, что мы, во–первых, ослабляем и без того далеко не самый сильный национальный чемпионат, а во–вторых, многократно повышаем вероятность появления в женской сборной своих Горбоков и Рутенко. У девушек возможностей и причин для смены гражданства даже больше, чем у мужчин.


— Силой их здесь тоже не удержишь.


— Силой нет, а вот созданием нормальных условий — вполне. Еще и иностранцы проситься будут. У меня в БНТУ, к примеру, играла в этом сезоне украинка Даша Гробова. Отлично играла, получала отнюдь не заоблачные деньги и при этом не уставала повторять, как ей нравится в Беларуси.


— Так, возможно, нам стоит начать переманивать игроков к себе?


— А почему нет? Владимир Максимов в России давно уже так работает. Да и во всем мире эта практика прижилась. Но чтобы Гробову перевезти сюда, необходимо создать для нее условия. Есть ведь семья, есть какие–то бытовые вопросы, которые нужно решать.


— А как насчет иностранца–тренера?


— У нас почему–то заграничных специалистов считают мессиями. Вот приедет иностранец — все сразу побегут быстрее и бросать начнут точнее. Но сборная Беларуси — это ведь не немки. Рейтинг не тот, выступает она не на том уровне, да и вообще на международных турнирах появляется нечасто. Чтобы работать с ней, иностранцу нужно сначала досконально изучить чемпионат. Понять, как здесь что вертится. Поэтому я считаю, что лучше уж своих подтягивать. Юрия Шевцова вот пригласили в мужскую команду, на мое место, насколько я знаю, рассматривают кандидатуру Валерия Певницкого... Посмотрим, что у них получится.


— В одном из своих интервью председатель федерации Владимир Коноплев потенциал женской сборной оценил даже выше, чем мужской. От ребят требовали попадания на Олимпиаду едва ли не в Лондоне. А чего, по–вашему, стоит ждать от девушек?


— Потенциал у нас действительно выше. Да и шансов на Лондон мы еще не потеряли. Есть еще отбор на чемпионат мира... Вопрос в том — реально это или нет, но пытаться нужно. Мне потенциал этой команды, как и свой собственный, так и не удалось реализовать полностью. Надеюсь, что это удастся кому–то другому.


— А вы чем намерены теперь заняться?


— Бороться за клуб. В БНТУ мы смогли создать ту структуру, которая, по–хорошему, должна быть в любом клубе. Появилась молодежная команда, наладили контакты со школой в Слуцке, планировался набор дополнительных групп. Клуб фактически сам заботится о своем резерве и о своем будущем. Теперь важно сохранить то, что имеем.

 

«Окошко в евроарену»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter