Молодой ученый создал уникальные покрытия для космического и атомного оборудования и получил грант Президента

Сделал на совесть

Ни в огне не горят, ни в воде не тонут, а еще выдерживают любые нагрузки — старший научный сотрудник Института прикладных физических проблем БГУ Станислав Константинов создал уникальные радиационно-стойкие наноструктурированные керамические покрытия. За сложным названием — безграничный простор для применения, причем в буквальном смысле. Сейчас разработка проходит проверку в космосе. Проект поддержали на государственном уровне: ученый получил грант Президента — финансовую поддержку в размере 41 базовой величины (1640 рублей) каждый месяц в течение года.

С помощью этого оборудования Станислав Константинов может проверить прочность любого твердого материала.

Станислав Константинов не эмоционален: отвечает на все мои вопросы четко, структурированно, без воды. Ни одного лишнего слова — только факты. «Привычка», — разводит мужчина руками. Он автор научных публикаций, учебных пособий и монографий — в них царствует строгий стиль. Когда говорит о своей разработке, кажется, цитирует энциклопедию. И тут же оживляется в ответ на просьбу уточнить, правда ли, что его уникальные составы сейчас бороздят космические просторы:

— Скорее, проходят проверку на прочность. Пока успешно.

Прошлым летом второй космический наноспутник BSUSat-2 БГУ вывели на орбиту. Для защиты электроники отдельные элементы аппарата покрыли специальными составами, причем делали это методом, который также разработал молодой ученый.


Когда мы делаем рентген в больнице, волнуемся из-за вредного излучения. Участки, которые не нуждаются в проверке, медицинский работник прикрывает специальным фартуком — для защиты. Составы, которые вывел Станислав, можно сравнить с подобным фартуком. Они сохраняют в целости и сохранности высокоточное дорогое оборудование от излучения, которое в космосе в десятки, а то и сотни раз выше, чем во время обычного рентгена. Без такого «экрана» аппаратура быстро выйдет из строя.  

Кстати, новые покрытия могут апробировать не только в космическом пространстве, но и в сфере атомной энергетики. Составами, сделанными белорусским ученым, можно покрывать даже элементы ядерного реактора — материал выдерживает рекордные дозы облучения без разрушения и разбухания.

Покрытие, словно защитный панцирь, оберегает технику даже в самых сложных условиях. Ему нипочем экстремально высокие и низкие температуры, агрессивные коррозионные среды, объясняет Константинов:


— Мы пробовали покрывать инструменты, которые используют в металло­обрабатывающей и деревообрабатывающей промышленности. Эффект отличный: износостойкость оборудования повышается в разы.

Когда читаешь об ученом, в голове представляешь нашпигованную техникой лабораторию. Станислав скромно замечает, что его рабочее место может разочаровать:

— Большую часть времени провожу именно в этом помещении, где стол, компьютер и прибор, напоминающий микроскоп. Это дорогое оборудование. С его помощью можем вдоль и поперек изучить свойства материала — твердость, упругость, жесткость. Все показатели потом отображаются на экране компьютера, что очень удобно.

Отвлекается ученый спортом. По утрам, например, бегает. Любит покататься на лыжах, особенно в конце февраля, когда начинаются первые оттепели и снег становится мягким и податливым. Зимой часто наведывается в бассейн — говорит, хорошо для расслабления.


Наукой молодой человек занялся еще на третьем курсе — стал изучать наноструктурные материалы. Сейчас Станиславу 33 года. Грант ­­­Президента считает высокой оценкой своего сложного многолетнего труда и замечает, что путь реального ученого редко похож на образ, созданный в кино:
— Это тяжелая долгая и кропотливая работа. Чаще наполненная не громкими открытиями, а чередой небольших успехов и таких же небольших неудач. И к этому надо быть готовым. Для ученых созданы материальные стимулы — гранты, стипендии. Но главное для нас — интерес к научному поиску и познанию.
С тем, что должен присутствовать внутренний запал, соглашается и научный руководитель Станислава, заведующий лабораторией элионики НИУ «Институт прикладных физических проблем им. А. Н. Севченко» БГУ академик НАН Фадей Комаров:

— Сколько себя помню, старался увлечь наукой именно тех людей, у которых глаз горел. А потом ты, словно скульптор, убираешь лишнее. Очень много талантливых, умных ученых, но с непростым характером. Это не про Станислава. Он эрудированный, осведомленный в научных трендах. Кстати, если не хочешь, чтобы твоя разработка оказалась на полке, должен соответствовать мировому уровню. По-другому нельзя. Когда-то я был в числе первых, кто получил подобный грант. И мне особенно приятно, что сегодня этой чести удостоен мой ученик.

аzanovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter