Сделает ли новая автотрасса Беловежскую пущу более привлекательной для туристов?

Вокруг Беловежской пущи сегодня строится объездная автодорога. Она будет проходить непосредственно по периметру Национального парка. Когда планируется ввод магистрали в эксплуатацию? Возможно ли будет увидеть стадо пасущихся зубров из окна автомобиля? Станет ли проще добираться в древнейший лес Европы?

Вокруг Беловежской пущи сегодня строится объездная автодорога. Она будет проходить непосредственно по периметру Национального парка. Когда планируется ввод магистрали в эксплуатацию? Возможно ли будет увидеть стадо пасущихся зубров из окна автомобиля? Станет ли проще добираться в древнейший лес Европы?

Досье “НГ”

Общая протяженность автодорожного обхода составит почти 200 км (160 км — по Брестской области и 39 км — по Гродненской). Ширина асфальтобетонного покрытия — 9 метров. На всем протяжении обхода будет построено 8 мостов. На строительство трассы предусматривается около 365 млрд белорусских рублей.

Дорога  начинается на белорусско-польской границе у пункта пропуска “Песчатка” и окружает пущу по периметру границ белорусской части заповедника, расположенного на территории Каменецкого, Пружанского, Свислочского районов. Конечным пунктом беловежского маршрута является райцентр Гродненщины Свислочь.

Автотрасса исключительно важна по нескольким причинам: это и снижение экологической нагрузки на Беловежскую пущу, и экономическое развитие региона за счет создания индустрии агротуризма. Кроме того, трасса позволит по кратчайшему пути связать Брестскую и Гродненскую области, что также важно для международных перевозчиков.

В ноябре завершится один из крупнейших для Брестчины инвестиционных проектов — строительство автомобильного обхода территории Национального парка “Беловежская пуща”, среди главных заказчиков которого — республиканское унитарное предприятие “Бреставтодор”.

От замысла к действию — рукой подать

Идея строительства объездной дороги впервые была обнародована на праздновании 600-летия заповедного режима Беловежской пущи в 2009 году. А уже 11 мая 2010-го Президентом страны был подписан соответствующий указ. Со дня забитого проектировщиками колышка в чистом поле на месте нулевого километра будущей магистрали прошел только год, а объем работ за это короткое время выполнен колоссальнейший.
Из 160 км трассы по Брестской области 90 км приходится на долю РУП “Бреставтодор”, предприятия по управлению республиканскими дорогами области, возглавляет которое Михаил Иванович НЕПОЧЕЛОВИЧ.
— На всем участке полностью выполнены подготовительные работы, на 98 процентов отсыпано земполотно, на половине — устроено основание с нижним слоем из асфальтобетона, уже приступили к укладке верхнего слоя, — рассказывает генеральный директор.
— Михаил Иванович, объект очень ответственный и довольно сложный. В чем его специфика?
— Что касается технологий, то они традиционны, отработаны. Вся сложность в сильно сжатых сроках. Мы же привыкли к тому, что проект есть заранее — знаешь, сколько техники, ресурсов понадобится. Представьте себе, только на подготовку проекта в обычном режиме потребовалось бы два года, а у нас за полтора дорога будет.
Проектирование и строительство ведутся параллельно. В таком ритме, признаюсь, нам строить еще не приходилось. Впрочем, в сроки укладываться удается. Вся трасса разбита на участки,  закрепленные за определенными подрядчиками, которые и будут вводить их в строй в соответствии с графиками.
На участках Бреставтодора собраны, можно сказать, лучшие силы дорожников из всей страны — дорожно-строительные тресты из Бреста, Минска, Гродно, Могилева, ДСУ-1 из Рогачева, на субподряде трудится республиканский мостотрест. Всего примерно две сотни человек. Дважды в месяц проводится заседание штаба с участием директора департамента “Белавтодор” Анатолия Михайловича Лытина, в рабочем порядке уточняются какие-то спорные моменты, решаются текущие вопросы.
Надо отдать должное, с большим вниманием к стройке отнеслись местные власти — Брестский облисполком, Каменецкий и Пружанский райисполкомы. Исключительно благодаря согласованным действиям дорожников, лесников, земле-устроителей, специалистов охраны природы нам удается продвигаться просто-таки небывалыми темпами, четко, оперативно, качественно выполняя все работы. Надзор за качеством ведет строительная инспекция, технический надзор осуществляет независимая организация “Белдорцентр”.
Словом, стройка очень интересная. Да и экономические плоды дает новый опыт строительства, ведь чем дольше строишь объект, тем больше в него нужно вкладывать средств.

С заботой о братьях меньших. И не только

Предварительно был подготовлен экологический проект обхода. Прошло его широкое обсуждение с учетом мнения населения, экологов, всех заинтересованных служб, ученых НАН Беларуси, специалистов национального парка, районных властей. Ко всем рекомендациям дорожники отнеслись очень внимательно, и в проекте появились специальные отметки на путях миграции животных.
В заботе о братьях наших меньших дорожники пошли на дополнительные затраты столь дефицитного времени и средств, и сегодня в нескольких местах под полотном проложены трубы для передвижения земноводных, обустроены проходы для зубров.
Да и сама трасса вырисовалась не скучно-прямолинейной, а с поворотами, за которыми открываются новые и новые ласкающие взор пейзажи. Чтобы никоим образом не нарушить экологическое равновесие, пришлось аккуратно обходить озерца, в которых водятся редкие виды живности. Регулярно к строителям наведываются представители Академии наук, осуществляющие авторский надзор. И результатом остаются довольны.
Понимая значимость объекта, стараются все. А вот задают тон в работе, отмечает Михаил Иванович, Гродненский ДСТ № 6 (генеральный директор Сергей Иванович Гасперович) и его непосредственный представитель Слонимское ДСУ-65 во главе с Иваном Петровичем Германом.
Где новый обход совпадает с сетью действующих дорог, они, конечно, используются и ускоряют дело. Где же необходимо было строить по новым направлениям (а это треть пути), определяя маршрут будущей трассы, многие километры дорожники проходили пешком, проезжали на автомобиле и действовали при этом крайне бережно и аккуратно.
Стараясь максимально приблизить дорогу к пуще, немалую ее часть строители проложили через леса, поля, низины и даже болотистые места. Чтобы экскаватор не проваливался в болото, для него сооружали специальные деревянные щиты, по которым машина и передвигалась. Эти самые сложные участки, требующие особых подходов, уже, как теперь кажется, в далеком прошлом.
Одновременно совместно с заинтересованными службами и представителями местной власти планируется строительство будущих автозаправок, стоянок, кемпингов с тем, чтобы в ближайшей перспективе здесь появился полный комплекс придорожного сервиса: кафе, душевые, теплые туалеты...
Все это разместится на внешней стороне обходного кольца. На 90 километрах Брест-автодора  таких пятачков будет три: на погранпереходе “Песчатка”, который после начатой реконструкции сможет пропускать до двух тысяч автомобилей в сутки, у деревни Вежное и в Лысково.
Не обходят вниманием дорожники и те деревни, что остаются чуть в стороне, к ним протянутся асфальтированные подъезды. А это большой шаг к развитию здесь агротуризма.
К слову, прилегающими участками потенциальные инвесторы интересуются активно, а многие пустующие постройки — даже сельхозназначения, приобретены в собственность. Заметно подросли в цене и дома сельчан. Даже, казалось бы, в отживающих свой век селениях.
Яркий пример придаваемого трассой импульса — близлежащая деревушка Клетное. Известный российский бизнесмен из этой пущанской деревни Николай Бурнос, который на родине построил прекрасный туристический комплекс, пожалуй, не имеющий аналогов во всей стране, со знанием дела прогнозирует: по этой дороге в год будет проезжать не один миллион иностранных туристов. И планирует создать еще несколько подобных точек.
А в некоторые деревеньки, что расположились вдоль трассы, сегодня пришла новая жизнь в лице крепких загорелых дорожников; здесь выросли строительные городки с современными комфортабельными бытовками, комнатами приема пищи, душевыми, туалетами. Здесь ночует техника, складируются материалы. На территории — порядок.

К жемчужинкам Беловежья — с ветерком

С дороги республиканского значения Брест—Каменец—Беловежская пуща сворачиваем направо. За спиной остается Песчатка, где полным ходом идут работы, через пару-тройку километров въезжаем на мост через речку Лесная около деревни Голый Борок. Он самый большой на участке Бреставтодора — длиной 128 метров и шириной 10.
Своими масштабами и стремительностью темпов стройка впечатляет. Подумать только, еще год назад здесь была болотистая пойма реки, покрытая сплошным буреломом. И вот от берега к берегу специалистами мостостроительного треста перекинута прочная элегантная конструкция.
На подъезде к мосту уже укладывается асфальтобетонное покрытие. Неторопливо, основательно уплотняя слой, движутся катки, снует другая  высокопроизводительная техника. Песок для подсыпки строители черпают в отведенном неподалеку  карьере (для удешевления строительства на протяжении всей трассы карьеры находятся на расстоянии не более пяти километров от стройки). “На этот счет не волнуйтесь — после себя мы оставим здесь ровную площадку, на которой будет посажен молодой лес”, — заверяет Михаил Иванович, — наша задача сделать лучше, чем было до нас.
Дорога не предусматривает высокоскоростного режима и рассчитана на 90 км в час — чтобы проезжающие могли из окна авто любоваться живописными окрестностями. И тем не менее характеристики здесь соответствуют третьей технической категории. Большое внимание уделяется подготовке нижнего слоя асфальтобетона на  всех участках. Европейский стандарт выдерживает и ровность покрытия. Более того, с учетом ландшафтного проектирования используются каждый пригорок, каждая низинка — чтобы для автомобилиста обеспечить не только комфорт в передвижении, но и эстетическое удовольствие.
Следующая остановка у деревни Вежное. Здесь не задерживается редкий путник, каждый хочет зачерпнуть живительной водицы из местного источника, заботливо обустроенного энтузиастами и освященного настоятелем здешнего прихода 300-летней Свято-Николаевской церкви. Среди густой травы протоптана народная тропа. А к осени рядом появится благоустроенная стоянка для автотранспорта и протянется прекрасная асфальтированная дорога.
В направлении деревни Лысково — она уже на Пружанщине — с ветерком мчимся по идеально ровному асфальту, абсолютно не чувствуя скорости. Навстречу следуют груженные сенажом “МАЗы”, водители уже ощутили всю прелесть новой дороги, особенно по сравнению с прежней разбитой гравийкой.
Жителям Лысково повезло как никому — объездная трасса проходит прямо по главной улице, на которой расположен не утративший утонченного величия костел ХVIII века. Изначально Лысково с его 500-летней историей предполагалось обойти стороной. Но уважаемая комиссия, уточнявшая детали проекта, равнодушно мимо его исторических достопримечательностей пройти не смогла и включила селение в план. Это, надо сказать, настоящий музей под открытым небом. Здесь сохранились синагога
(XIX в.), остатки костела и монастыря миссионеров (1763—1785 гг.), остатки замка (XV—XVI вв.), могила поэта и драматурга Франтишка Карпинского, а недалеко от Лысково — курганы XII века.
Сегодня на центральной улице — благо, она оказалась достаточно широкой — кипит работа. Уже вырисовываются новые черты: обустроены тротуары, получила освещение и задышала простором деревенская площадь, отреставрирована часть кирпичной стены у костела Святой Троицы. Который, нет сомнений, в ближайшей перспективе, как и другие жемчужинки, дождется своего мецената.

С заботой о будущем

— Решение Президента страны о строительстве объездной дороги вокруг Беловежской пущи я считаю очень верным и своевременным, значение ее для развития региона трудно пере-
оценить, — подытоживает Михаил Непочелович. — Жизнь показывает, что уже сегодня трасса востребована в плане развития придорожного сервиса, туризма. Есть интерес инвесторов. Ведь это дорога в мир первозданной природы, куда генетически тянется человек, уголок, каких мало на планете. Что еще крайне важно — она несет новую жизнь в те небольшие деревеньки, рядом с которыми проходит. Да и в древнейший лес Европы из глубинки попасть теперь будет намного проще.
Важно и такое понятие, как самоокупаемость, экономическая целесообразность. Так вот, по специальным методикам просчитано, что беловежская трасса окупится за семь лет. Не в том смысле, что напрямую финансово. Здесь учитывается полный социально-экономический комплекс: перевозка грузов, людей, туризм, использование земель.
Сегодня за день на трассе укладывается до шести километров асфальтобетона. В сентябре эти работы будут завершены. И начнется отделка — обустройство откосов, посев трав, разметка проезжей части, установка дорожных знаков.
Дорожники обещают: попав сюда, иностранный гость не почувствует разницы с Европой.
— Дорога вокруг Беловежской пущи будет нести не только транспортную нагрузку. Самое главное — это развитие туристического направления с созданием новых рабочих мест, привлечением капитала в нашу страну, — подчеркнул председатель Брестского облисполкома Константин Сумар во время торжественного открытия туристического комплекса в деревне Клетное. — Этот проект ценен еще тем, что станет связующим звеном между Европой и странами Прибалтики. Считаю, что он высокоокупаемый. Уже сейчас мы имеем множество заявок на размещение здесь объектов инфраструктуры.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter