Последняя роль Андрея Миронова: 35 лет фильму «Человек с бульвара Капуцинов»
01.09.2022 09:32:27
Одному из ярчайших советских кинохитов — фильму «Человек с бульвара Капуцинов» — этим летом исполнилось 35 лет. Комедия нравов Дикого Запада имела грандиозный успех: в 1987 году в прокате картину посмотрело 60 миллионов человек! Режиссеру Алле Суриковой удалось собрать на съемочной площадке уникальный актерский ансамбль, атмосфера на съемках, по воспоминаниям, была «шалая»: снимались со вкусом, по ходу хулиганя и хохоча, — и это ощущение веселого драйва передается зрителям до сих пор.
Если определять жанр киноповествования, то «Человек с бульвара Капуцинов» — это, несомненно, «спагетти-вестерн». То есть эксцентрическая притча, действие которой происходит на условном Диком Западе, имеющая мало общего с традиционным американским вестерном. Главное, чтобы интересно, эффектно и про ковбоев. Родоначальником жанра был знаменитый Серджо Леоне. Алла Сурикова, снявшая вестерн по-советски, пошла еще дальше: в «ковбойских» декорациях разворачивается искрометный комедийный сюжет.
Не смог принять участия в этой картине Армен Джигарханян — его Сурикова видела в роли гробовщика-философа. Впрочем, ему нашлась достойная замена в лице Льва Дурова. На роль вождя индейцев планировали Фрунзика Мкртчяна с его выдающимся профилем и легким акцентом, но, увы, актер оказался плотно занят, так что «главным Чингачгуком» стал суровый Спартак Мишулин.
Ну и, конечно, Николай Караченцов! Друг мистера Феста ковбой Билли Кинг понравился актеру сразу, хотя изначально ему предлагали роль Черного Джека: Билли по замыслу режиссера должен был быть мощным здоровяком. Сурикова позвала на эту роль Алексея Жаркова, но худой и жилистый Караченцов убедил ее, что драться сможет не хуже. Жарков смертельно обиделся, а Караченцов подошел к делу со всем пылом. В кадре он не просто махал кулаками, а самостоятельно выполнял все трюки, отказываясь от каскадеров. Обычно это предварялось словами: «Спорим, сделаю?» — и артист действительно захватывал ногами голову противника с переворотом. Причем даже перелом пальца на ноге Караченцова не остановил: на съемочной площадке он так и остался неукротимым забиякой.
Каскадеров для съемок потребовалось множество. Одну пробежку жены вождя по крышам воплотили пять человек: актриса Наталья Фатеева эффектно разбегалась, а дальше трюковые артисты сменяли друг друга. Драки ковбоев с индейцами — отдельная история: каскадерам пришлось сражаться в буквальном смысле с самими собой. Сперва они снимались, одевшись в ковбойские костюмы, потом переодевались в краснокожих, а дальше дело техники и умелого монтажа.
С Аллой Суриковой они планировали сразу же приступить к съемкам еще одного фильма. Встреча намечалась в Риге, куда Миронов уезжал на гастроли вместе со своим родным Театром сатиры. Сурикова была в зале Рижской оперы, когда шел «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и 46‑летний актер потерял сознание прямо на сцене от кровоизлияния в мозг. Несмотря на все усилия врачей, Миронова спасти не удалось. «Человека с бульвара Капуцинов» он успел посмотреть на неофициальном показе, а на премьере в Москве его уже не было…
ovsepyan@sb.by
Если определять жанр киноповествования, то «Человек с бульвара Капуцинов» — это, несомненно, «спагетти-вестерн». То есть эксцентрическая притча, действие которой происходит на условном Диком Западе, имеющая мало общего с традиционным американским вестерном. Главное, чтобы интересно, эффектно и про ковбоев. Родоначальником жанра был знаменитый Серджо Леоне. Алла Сурикова, снявшая вестерн по-советски, пошла еще дальше: в «ковбойских» декорациях разворачивается искрометный комедийный сюжет.
Сценарий Эдуарда Акопова пролежал в столе несколько лет, Сурикова в главной роли видела только Андрея Миронова — и абсолютно справедливо. Образ энтузиаста синематографа мистера Феста с его мягкими манерами истинного джентльмена сел на Миронова как влитой.Собственно, и весь остальной ансамбль выстроился вокруг актера: ради Миронова ненадолго вырвался со съемок фильма «Гардемарины, вперед!» Михаил Боярский, сыгравший бандита Черного Джека, включился в работу чудовищно занятый на тот момент композитор Геннадий Гладков, он же привлек к написанию текстов песен своего постоянного соавтора Юлия Кима… Пастора сыграл Игорь Кваша, драчуна ковбоя Денли — король эпизода Борислав Брондуков, в маленьких, но ярких ролях засветились Семен Фарада, Михаил Светин, Леонид Ярмольник, Наталья Фатеева, Галина Польских… Тапера в салуне сыграл Олег Анофриев, служанку Кончиту — Наталья Крачковская. Не отказался от съемок и Олег Табаков — правда, его график не совпадал ни с кем из партнеров, так что артист играл один: благодаря крупным планам и его дарованию на экране это совершенно незаметно. К слову, орешки на барной стойке у «плюшевого» злодея, бармена Гарри, бутафорские: Табаков умудрился схрумкать весь вкусный реквизит еще до начала съемок.
Не смог принять участия в этой картине Армен Джигарханян — его Сурикова видела в роли гробовщика-философа. Впрочем, ему нашлась достойная замена в лице Льва Дурова. На роль вождя индейцев планировали Фрунзика Мкртчяна с его выдающимся профилем и легким акцентом, но, увы, актер оказался плотно занят, так что «главным Чингачгуком» стал суровый Спартак Мишулин.
К слову, помните Белое Перо — сына вождя, жалующегося, что «как на тропу войны — так не мал, а как на фильму…»? Комичный гигант — известный спортсмен Юрий Думчев, шестикратный чемпион СССР в метании диска и толкании ядра, чемпион Европы! Именно эта роль открыла ему путь в кино в качестве артиста эпизода.А вот актриса Александра Яковлева за роль Дианы Литтл буквально сражалась. Суриковой требовался «американский» типаж — статная светлокожая блондинка. Кто только не рвался сыграть Диану в паре с Мироновым! На роль пробовались десятки молодых актрис… Пробы Яковлевой оказались не очень хороши, но она упрашивала дать ей шанс. В итоге Сурикова отдала право выбора Миронову: он просмотрел всех кандидаток и остановился на Яковлевой. Актриса ради съемок научилась и танцевать, и скакать верхом, и крутить кольт на пальце, вот только с пением возникла загвоздка, поэтому знаменитый хит «А вот за что я люблю ковбоя…» в фильме поет Лариса Долина.
Ну и, конечно, Николай Караченцов! Друг мистера Феста ковбой Билли Кинг понравился актеру сразу, хотя изначально ему предлагали роль Черного Джека: Билли по замыслу режиссера должен был быть мощным здоровяком. Сурикова позвала на эту роль Алексея Жаркова, но худой и жилистый Караченцов убедил ее, что драться сможет не хуже. Жарков смертельно обиделся, а Караченцов подошел к делу со всем пылом. В кадре он не просто махал кулаками, а самостоятельно выполнял все трюки, отказываясь от каскадеров. Обычно это предварялось словами: «Спорим, сделаю?» — и артист действительно захватывал ногами голову противника с переворотом. Причем даже перелом пальца на ноге Караченцова не остановил: на съемочной площадке он так и остался неукротимым забиякой.
Каскадеров для съемок потребовалось множество. Одну пробежку жены вождя по крышам воплотили пять человек: актриса Наталья Фатеева эффектно разбегалась, а дальше трюковые артисты сменяли друг друга. Драки ковбоев с индейцами — отдельная история: каскадерам пришлось сражаться в буквальном смысле с самими собой. Сперва они снимались, одевшись в ковбойские костюмы, потом переодевались в краснокожих, а дальше дело техники и умелого монтажа.
Для съемок выстроили декорации городка Сента-Каролина в Тихой Бухте под Феодосией: даже кактусы были нарисованные, их периодически сносило ветром.Реквизит был еще одной головной болью режиссера: никаких ковбойских штучек на «Мосфильме», разумеется, не было — откуда бы? Конскую сбрую одолжили на чешской киностудии «Баррандов», шляпы-стетсоны и костюмы пошили сами, лошадей собирали по крымским деревням — местные жители с радостью предлагали своих коней для съемок. Стекла и бутылки, которые лихо бьются в кадре, отливали в Ленинграде из специальной смолы: она разлеталась красивыми брызгами, но не ранила. Отдельную проблему составляли стулья и табуретки, которыми во время драк в салуне лупят друг друга ковбои. В Голливуде для съемочных потасовок использовали бальсу — самое легкое дерево в мире. В СССР бальса была только у клуба дельтапланеристов ДОСААФ. Алла Сурикова лично пришла к руководству оборонно-спортивной организации и убедила пожертвовать на нужды кинематографа кубометр редкой древесины.
А орлиные перья для головного убора вождя команчей? Их чудом удалось достать в Крыму, причем в ограниченном количестве. Поэтому сцену, когда Олег Табаков подрезает вождю перышки, снимали с одного дубля. А из-за того что орлиное оперение отличается твердостью, предварительно стрежни перьев пришлось подпилитьВсе нити этих съемок сходились не только к режиссеру, но и к Андрею Миронову. Актер помогал коллегам, советовал, подсказывал… В силу ума и воспитания делал это настолько тактично, что даже самые самолюбивые не обижались. Чувствовал ли Миронов, что это его последняя роль? Параллельно он три дня снимался в картине «Следопыт» у режиссера Павла Любимова, но завершить работу не успел.
С Аллой Суриковой они планировали сразу же приступить к съемкам еще одного фильма. Встреча намечалась в Риге, куда Миронов уезжал на гастроли вместе со своим родным Театром сатиры. Сурикова была в зале Рижской оперы, когда шел «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и 46‑летний актер потерял сознание прямо на сцене от кровоизлияния в мозг. Несмотря на все усилия врачей, Миронова спасти не удалось. «Человека с бульвара Капуцинов» он успел посмотреть на неофициальном показе, а на премьере в Москве его уже не было…
ovsepyan@sb.by