Последняя роль Андрея Миронова: 35 лет фильму «Человек с бульвара Капуцинов»

Сдается мне, джентльмены, это была комедия!

Одному из ярчайших советских кинохитов — фильму «Человек с бульвара Капуцинов» — этим летом исполнилось 35 лет. Комедия нравов Дикого Запада имела грандиозный успех: в 1987 году в прокате картину посмотрело 60 миллионов человек! Режиссеру Алле Суриковой удалось собрать на съемочной площадке уникальный актерский ансамбль, атмосфера на съемках, по воспоминаниям, была «шалая»: снимались со вкусом, по ходу хулиганя и хохоча, — и это ощущение веселого драйва передается зрителям до сих пор.

Коллаж жанны апетенок.

Если определять жанр киноповествования, то «Человек с бульвара Капуцинов» — это, несомненно, «спагетти-вестерн». То есть эксцентрическая притча, действие которой происходит на условном Диком Западе, имеющая мало общего с традиционным американским вестерном. Главное, чтобы интересно, эффектно и про ковбоев. Родоначальником жанра был знаменитый Серджо Леоне. Алла Сурикова, снявшая вестерн по-советски, пошла еще дальше: в «ковбойских» декорациях разворачивается искрометный комедийный сюжет.
Сценарий Эдуарда Акопова пролежал в столе несколько лет, Сурикова в главной роли видела только Андрея Миронова — и абсолютно справедливо. Образ энтузиаста синематографа мистера Феста с его мягкими манерами истинного джентльмена сел на Миронова как влитой. 
Собственно, и весь остальной ансамбль выстроился вокруг актера: ради Миронова ненадолго вырвался со съемок фильма «Гардемарины, вперед!» Михаил Боярский, сыгравший бандита Черного Джека, включился в работу чудовищно занятый на тот момент композитор Геннадий Гладков, он же привлек к написанию текстов песен своего постоянного соавтора Юлия Кима… Пастора сыграл Игорь Кваша, драчуна ковбоя Денли — король эпизода Борислав Брондуков, в маленьких, но ярких ролях засветились Семен Фарада, Михаил Светин, Леонид Ярмольник, Наталья Фатеева, Галина Польских… Тапера в салуне сыграл Олег Анофриев, служанку Кончиту — Наталья Крачковская. Не отказался от съемок и Олег Табаков — правда, его график не совпадал ни с кем из партнеров, так что артист играл один: благодаря крупным планам и его дарованию на экране это совершенно незаметно. К слову, орешки на барной стойке у «плюшевого» злодея, бармена Гарри, бутафорские: Табаков умудрился схрумкать весь вкусный реквизит еще до начала съемок.

Не смог принять участия в этой картине Армен Джигарханян — его Сурикова видела в роли гробовщика-философа. Впрочем, ему нашлась достойная замена в лице Льва Дурова. На роль вождя индейцев планировали Фрунзика Мкртчяна с его выдающимся профилем и легким акцентом, но, увы, актер оказался плотно занят, так что «главным Чингачгуком» стал суровый Спартак Мишулин. 
К слову, помните Белое Перо — сына вождя, жалующегося, что «как на тропу войны — так не мал, а как на фильму…»? Комичный гигант — известный спортсмен Юрий Думчев, шестикратный чемпион СССР в метании диска и толкании ядра, чемпион Европы! Именно эта роль открыла ему путь в кино в качестве артиста эпизода.
А вот актриса Александра Яковлева за роль Дианы Литтл буквально сражалась. Суриковой требовался «американский» типаж — статная светлокожая блондинка. Кто только не рвался сыграть Диану в паре с Мироновым! На роль пробовались десятки молодых актрис… Пробы Яковлевой оказались не очень хороши, но она упрашивала дать ей шанс. В итоге Сурикова отдала право выбора Миронову: он просмотрел всех кандидаток и остановился на Яковлевой. Актриса ради съемок научилась и танцевать, и скакать верхом, и крутить кольт на пальце, вот только с пением возникла загвоздка, поэтому знаменитый хит «А вот за что я люблю ковбоя…» в фильме поет Лариса Долина.

Ну и, конечно, Николай Караченцов! Друг мистера Феста ковбой Билли Кинг понравился актеру сразу, хотя изначально ему предлагали роль Черного Джека: Билли по замыслу режиссера должен был быть мощным здоровяком. Сурикова позвала на эту роль Алексея Жаркова, но худой и жилистый Караченцов убедил ее, что драться сможет не хуже. Жарков смертельно обиделся, а Караченцов подошел к делу со всем пылом. В кадре он не просто махал кулаками, а самостоятельно выполнял все трюки, отказываясь от каскадеров. Обычно это предварялось словами: «Спорим, сделаю?» — и артист действительно захватывал ногами голову противника с переворотом. Причем даже перелом пальца на ноге Караченцова не остановил: на съемочной площадке он так и остался неукротимым забиякой.

Каскадеров для съемок потребовалось множество. Одну пробежку жены вождя по крышам воплотили пять человек: актриса Наталья Фатеева эффектно разбегалась, а дальше трюковые артисты сменяли друг друга. Драки ковбоев с индейцами — отдельная история: каскадерам пришлось сражаться в буквальном смысле с самими собой. Сперва они снимались, одевшись в ковбойские костюмы, потом переодевались в краснокожих, а дальше дело техники и умелого монтажа.
Для съемок выстроили декорации городка Сента-Каролина в Тихой Бухте под Феодосией: даже кактусы были нарисованные, их периодически сносило ветром. 
Реквизит был еще одной головной болью режиссера: никаких ковбойских штучек на «Мосфильме», разумеется, не было — откуда бы? Конскую сбрую одолжили на чешской киностудии «Баррандов», шляпы-стетсоны и костюмы пошили сами, лошадей собирали по крымским деревням — местные жители с радостью предлагали своих коней для съемок. Стекла и бутылки, которые лихо бьются в кадре, отливали в Ленинграде из специальной смолы: она разлеталась красивыми брызгами, но не ранила. Отдельную проблему составляли стулья и табуретки, которыми во время драк в салуне лупят друг друга ковбои. В Голливуде для съемочных потасовок использовали бальсу — самое легкое дерево в мире. В СССР бальса была только у клуба дельтапланеристов ­ДОСААФ. Алла Сурикова лично пришла к руководству оборонно-спортивной организации и убедила пожертвовать на нужды кинематографа кубометр редкой древесины. 
А орлиные перья для головного убора вождя команчей? Их чудом удалось достать в Крыму, причем в ограниченном количестве. Поэтому сцену, когда Олег Табаков подрезает вождю перышки, снимали с одного дубля. А из-за того что орлиное оперение отличается твердостью, предварительно стрежни перьев пришлось подпилить
Все нити этих съемок сходились не только к режиссеру, но и к Андрею Миронову. Актер помогал коллегам, советовал, подсказывал… В силу ума и воспитания делал это настолько тактично, что даже самые самолюбивые не обижались. Чувствовал ли Миронов, что это его последняя роль? Параллельно он три дня снимался в картине «Следопыт» у режиссера Павла Любимова, но завершить работу не успел.

С Аллой Суриковой они планировали сразу же приступить к съемкам еще одного фильма. Встреча намечалась в Риге, куда Миронов уезжал на гастроли вместе со своим родным Театром сатиры. Сурикова была в зале Рижской оперы, когда шел «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и 46‑летний актер потерял сознание прямо на сцене от кровоизлияния в мозг. Несмотря на все усилия врачей, Миронова спасти не удалось. «Человека с бульвара Капуцинов» он успел посмотреть на неофициальном показе, а на премьере в Москве его уже не было…

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter