Память искажает воспоминания уже через несколько секунд

Считаю до трех

То, что человек — так себе хроникер, ученые выяснили достаточно давно. И дело вовсе не в склерозе. Просто долговременная память так устроена, что с течением времени из нее «вываливаются» детали, а часть воспоминаний искажается практически до неузнаваемости. Недавно журнал PLOS One опубликовал исследование нидерландских нейрофизиологов, которые утверждают, что и на кратковременную память полагаться нельзя. В чем, собственно говоря, дело?

Коллаж Ольги Александровой

Абстракция и конкретика

Для начала освежим знания о предмете разговора. Итак, память — это способность мозга сохранять информацию и воспоминания, а также воспроизводить все это по нашему желанию. В той или иной форме память есть у всех существ, имеющих нервную систему. У членистоногих это просто рефлексы, выработанные на условия окружающей среды. Мозг головоногих, птиц и млекопитающих уже достаточно развит для вполне приличных запоминающих способностей. И наконец, самым совершенным механизмом обладает наш с вами управляющий центр. У людей процесс запоминания индивидуален. Допустим, кто-то отлично помнит стихи, но отвратительно — цифры, кому-то легче воспринимать информацию на слух, кому-то — глазами с текста. Такие нюансы есть только у одного биологического вида — Homo sapiens. Даже у высших приматов в основном все достаточно просто устроено.

Память бывает кратковременной и долговременной. В первом случае информация сохраняется в «буферной зоне» от нескольких минут до нескольких часов. Далее происходит сортировка по принципу «надо — не надо, важно — не важно». Часть воспоминаний переходит в долговременную память, остальное стирается. То же самое происходит и с «архивами». Допустим, в школе мы зубрим теоремы. Но если вы не математик, то к среднему возрасту благополучно их забываете: информация оказалась не нужна, и мозг от нее избавился. Но почему бы не сохранять воспоминания на всю жизнь? Пусть бы были на всякий случай. Некоторое время назад нейрофизиологи полагали, что такие возможности в нас заложены, но почему-то не раскрыты. А потом обнаружилось, что люди с абсолютной памятью реально существуют. Однако ничего хорошего в этой суперспособности нет.

Ничего завидного

Гипертимезию, или феномен исключительной автобиографической памяти, впервые диагностировали в 2006 году у американки Джилл Прайс. Любопытно, что женщина сама обратилась к нейробиологам. Однако воспылавшие поначалу энтузиазмом ученые быстро смекнули, что речь идет не об эволюционном преимуществе, а о патологии. Джилл утверждала, что помнит все, начиная с 11 лет, поминутно. И это в буквальном смысле слова сводит ее с ума. Начав разбираться, специалисты уже целенаправленно искали таких людей (на данный момент в мире их всего 20). МРТ-диагностика показала, что у них увеличены височная доля и хвостатое ядро мозга. Похожая картина наблюдается у пациентов с обсессивно-компульсивным расстройством. Люди с гипертимезией психически нормальны, но у них начисто «снесена» одна из важнейших функций — механизм забывания. Казалось бы, ну и что тут такого? Зато при желании можно загрузить в мозг сколько угодно информации. Но не все так просто.

Представьте себе комнату в гостинице, где постояльцы меняются, постоянно забывают вещи, но их никто не убирает. Или оперативную память компьютера, нечищенную годами. В день у нас возникает около 6 тысяч мыслей, происходит огромное количество событий. Помнить их все без исключения не только бессмысленно, но и вредно — мозг не выдерживает нагрузки. Результат — мигрень, бессонница, дичайшее нервное напряжение.

Кроме того, обладатель абсолютной памяти помнит не только радости, но и трагедии, неудачи, все психологические травмы. У нас с вами механизм забывания сглаживает острые углы, и с годами мы уже не воспринимаем негатив так болезненно. Не случайно говорят, что время лечит. У человека с гипертимезией этот регулятор сломан. Для него травмирующее событие не заканчивается никогда — он не может ни забыть его, ни смириться с ним. Эмоционально это ужасно тяжело. Согласитесь, завидовать нечему. Тем более что ученые пока не имеют понятия, как избавить человека от такой особенности.
Долговременная память формируется через 5—8 часов. Для каждого воспоминания мозг создает отдельную нейронную сеть, соединяющую ячейки в разных отделах, по которым рассортированы детали: запах, цвет, эмоции и т.д. ­Когда мы вспоминаем, данные каждый раз собираются заново в один сюжет. Часть ошибок в воспоминаниях закладывается именно в процессе «монтажа».
В ТЕМУ

Неправильно? Значит, исправим

Помимо чисто технических моментов, когда мозг может банально что-то перепутать, люди еще эмоциональны, внушаемы и подвержены стереотипному мышлению. Под воздействием всех этих факторов наша память в любом случае искажает события. Этот неприятный эффект известен не только ученым, но и, например, следователям. Если свидетеля не опросили по горячим следам — пиши пропало, потому что от реальной картины там будет в лучшем случае 50 процентов. И чем больше времени проходит, тем хуже. Особенно если человек уже успел с кем-то обсудить происшествие.

До недавнего времени считалось, что такие метаморфозы происходят исключительно в долговременной памяти, где хватает оперативного простора для фантазии. Но недавно нейробиологи из Амстердамского университета опубликовали в научном журнале PLOS One любопытные результаты своих исследований. После ряда экспериментов с участием около 600 добровольцев (а это серьезная выборка) выяснилось нечто шокирующее: буквально спустя три секунды после события мозг уже заменяет часть реальных воспоминаний ложными. Не корысти ради, так сказать, а из лучших побуждений, руководствуясь жизненным опытом и формальной логикой.

Например, когда участникам эксперимента показывали алфавит, где часть букв была перевернута, а потом закрывали картинку и спрашивали, в чем был подвох, участники эксперимента в один голос утверждали, что ничего странного не увидели. Значит, делают вывод ученые, мозг уже на первом этапе фиксирует событие не объективно, а на основе правильных, с его точки зрения, представлений (в данном случае о том, как должна выглядеть буква). Феномен уже получил название «иллюзия кратковременной памяти». В то же время, если попросить людей сосредоточиться и дать им больше времени на анализ, воспоминание формируется без искажений. Проблема в том, что большинство событий в жизни происходит не на «медленной перемотке», а быстро (например, ДТП). И по всему выходит, что мы можем неверно воспринимать не только собственное прошлое, но и настоящее.

bebenina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter