Счета и счетчики

Жильцы дома N 6 по улице Заводской в Новолукомле знают секрет роста коммунальных платежей
Жильцы дома N 6 по улице Заводской в Новолукомле знают секрет роста коммунальных платежей

...Его зовут Владимир Хоменко. Он наладчик завода «Этон», выпускающего электронные регуляторы тепла в жилых домах. Вот уже год этот человек на общественных началах следит за настройкой энергосберегающего оборудования в доме, где живет. «Нам ничего другого не оставалось после того, как в теплоузле стали твориться какие–то странные вещи, — рассказывает Светлана Василенко, председатель совета дома N 6 по улице Заводской в Новолукомле. — В феврале 2004–го мы заметили, что водяные насосы неистово нагнетают воду в системе отопления. Стали разбираться. Оказывается, местный «Коммунальник» (так называется служба коммунального хозяйства города) без нашего ведома отправил счетчик тепла на поверку в Минск, поставил другой и отключил в доме все энергосберегающее оборудование. Жильцы заплатили сумасшедшие деньги за коммунальные услуги».

В этом месте, пожалуй, требуется некоторое пояснение. Новолукомль — город молодой (ему в прошлом году исполнилось только 40 лет) и уникальный в своем роде. 15–тысячное население отапливается за счет воды, охлаждающей турбину Лукомльской ГРЭС. То есть тепло вырабатывается попутно с электроэнергией и обходится очень дешево. Но тарифы в стране единые, утверждаются Совмином. Их придерживаются и здесь. Единственное преимущество города энергетиков — все жилые дома, а это в основном многоэтажки, еще в 2000 году были оборудованы приборами учета и регулирования тепла. С комплектацией подсобил местный завод «Этон», который и строил дом по Заводской, 6 для своих работников 10 лет назад, напичкав его самыми новыми на тот момент технологиями энергосбережения. Но времена изменились, и жилье пришлось отдать на баланс местной коммунальной службы. Однако очень скоро у жильцов возникли определенные проблемы с коммунальниками, или, лучше сказать, в ЖКХ теперь не знают, что делать с беспокойными клиентами. Мутят они воду во всем городе.

В феврале за обогрев одного квадратного метра жители дома заплатили 664 рубля, а их соседи из точно такой же девятиэтажки — 965 рублей. Впрочем, чего удивляться, если даже, казалось бы, весьма далекая от физики и электроники учитель английского языка Светлана Василенко может часами объяснять принципы работы регуляторов отопления. В свое время, когда продукция завода экспортировалась в Грецию, Италию, Нигерию, она переводила инструкции и выучила их наизусть. Удивительно, пожалуй, другое: почему этот опыт не стал поводом для подражания? Весной прошлого года «заводчане» учредили домовой совет, потребовали ключи от теплоузла, ведения строгой отчетности показаний счетчика и снятия этих показаний коллегиально, с участием жильцов. Почему это нужно было сделать?

«Обратите внимание, — просвещает меня Владимир Хоменко, пригласив на экскурсию в подвал дома, — сейчас на электронном табло счетчика 11 тонн воды в час. Температура подаваемой сетевой воды 80 градусов, обратка — 50 градусов. Если от 80 отнять 50 и умножить разность на 11, мы и получим количество гигакалорий, потребляемых домом в данный момент. Собственно, считать ничего не нужно, прибор покажет это автоматически. А сейчас я отключаю регулятор, приоткрываю клапан и...» Цифра на табло меняется мгновенно и останавливается на отметке 17. «Как видите, одним движением руки я изменил количественный показатель потребления сетевой воды, хотя на самом деле она не была востребована жильцами, более того, они об этом даже не подозревают, — добавляет мой собеседник. — Точно так же в течение нескольких секунд, как в сотовом телефоне, перепрограммируется поддерживаемая регулятором температура воздуха в помещениях. Можно сделать и 18, и 20, и 25 градусов».

Несмотря на предпринятые меры, в доме по Заводской «умные» регуляторы периодически странным образом выходят из строя. Жильцы фиксировали эти факты в письменных заявлениях, даже пытались упрятать электронику под металлический корпус, но, увы, за руку никого не поймали. Сантехники уверяют, что шкоду (рвут провода, выдергивают их из розетки) учиняют бродячие коты, а Леонид Полонник, директор новолукомльского «Коммунальника», просто возмущен: «Обидно слышать. Стараешься, хочешь сделать как лучше, а тут... Наоборот, мы в этом году уменьшили погрешность счетчиков. Приборы регулирования проверяются и настраиваются. Специально приглашаем специалистов завода «Этон». Да и подумайте сами, какой нам интерес подкручивать электронику? Ведь мы всего лишь посредники между жильцами и ГРЭС, которая подает в город тепло и воду. И не более того».

Действительно, задача ЖКХ как посредника состоит в том, чтобы вовремя и сполна собрать деньги с жильцов и передать их поставщику. Удается это плохо. Например, на 1 марта каждая седьмая квартира Новолукомля не рассчиталась вовремя за коммунальные услуги. 140 миллионов рублей не поступили на счет «Коммунальника». Долг его перед ГРЭС — почти 370 млн. рублей, и каждый месяц сумма увеличивается. Но выход где? Тарифы на техобслуживание поднимать нельзя. Платные услуги: замена вентилей, прокладок и унитазов — работа копеечная, большой прибыли на этом не заработаешь. Поставку тепла на выходе с ГРЭС и на входе в дома контролируют счетчики. С жильцов ЖКХ берет плату по групповым счетчикам, а ГРЭС оплачивает по показанию ее приборов учета. Теоретически эти цифры должны совпадать. «Не совпадают никогда, — говорит начальник производственно–технического отдела Лукомльской ГРЭС Дмитрий Гурин, — наверное, потому, что счетчики в домах имеют большую погрешность, чем наш, показания мы и ЖКХ снимаем в разное время». А теперь давайте сравним цифры счетчиков (сразу за 3 месяца, чтобы день снятия показания со счетчиков как можно меньше влиял на общий результат): в декабре, январе и феврале ГРЭС в среднем предоставила городу (за минусом 20–процентных потерь на теплотрассах) 12.496 гигакалорий тепла, но жители получили 12.733 гигакалории. Итого: 237 гигакалорий материализовались ниоткуда! В деньгах это 6,873 миллиона рублей, переплаченных горожанами. Хотя они же рассчитывались по показаниям домовых счетчиков, которые, как мы уже знаем, всего лишь инструмент в руках человека...

Теоретически подобные ситуации, похоже, возможны везде.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter