Техники по изучению пассажиропотока в Минске лично пересчитывают пассажиров

Счет в пользу пассажира

Наземный общественный транспорт в Минске ежедневно перевозит более миллиона пассажиров. Впрочем, цифра эта приблизительная. Без учета зайцев. За проезд они не платят и валидаторами не фиксируются. Вот и получается, что до сих пор актуальной остается работа техников по изучению пассажиропотока — во многом именно от собранной ими информации зависит формирование расписания городских и пригородных маршрутов. В государственном учреждении «Столичный транспорт и связь» таких специалистов всего двое. Со Светланой Лось мы встретились в автобусе № 154 ДС Карастояновой — Щедрина. Для меня это был первый рейс, для нее — уже третий за день.


— Обратите внимание, сколько человек зашли вместе с вами. И сколько оплатили проезд? Половина.

Светлана Васильевна не оборачивается, но, кажется, подмечает все. Ее работа — считать каждого, кто заходит в транспорт и выходит из него. Соответствующие записи делает от руки на бумаге или сразу заносит в специальную программу в смартфоне. Во время остановки я стараюсь не отвлекать спутницу. А в пути спрашиваю: не скучно?

— Вовсе нет. Я привыкла. И транспорт мне нравится. Тем более я не езжу все время по одному и тому же маршруту. Задания меняются. Как правило, каждый день работа в новой точке Минска. Иногда в салоне транспорта. Но чаще — на остановочных пунктах. Вчера, например, изучала пассажиропоток на въезде в Минск со стороны Уручья. Позавчера — в микрорайоне Каменная Горка. Куда завтра отправят, еще не знаю. Как правило, задание формируется на день–два вперед.

Светлана Лось.

На такой работе Светлана Васильевна только третий год, после выхода на пенсию. До этого в «Минсктрансе» была ведущим инженером. Курировала пригородные маршруты. Но одно дело — в кабинете сидеть, совсем другое — быть в постоянном движении. Теперь, говорит, едва ли не весь город изучила. И на пригород, бывает, ездит — до 50 км. Особенно когда дачный сезон начинается. Изучает, где транспорт переполненный и, может быть, нужно добавить рейс, а где, наоборот, пустой ходит. Такая ситуация, например, пару лет назад на улице Есенина была: люди до метро несколько остановок ехали в автобусе, буквально как селедки в бочке. Потом добавили автобусный маршрут № 120, и проблема решилась.

...Очередная остановка. В листке, аккуратно расчерченном на несколько граф, появляются новые цифры: + 3, – 2. Это сколько зашло и вышло пассажиров. Рядом пометки: два пенсионера, один школьник. Статус пассажиров техник на глаз определяет. К слову, Светлане Васильевне больше нравится вести учет пассажиров на остановочных пунктах. Транспорт приходит, уходит, картинка все время меняется... Для нее это интереснее, чем ездить в автобусе, но, пожалуй, и сложнее. На лавочке не отсидишься. Тем паче если по 3 — 4 машины сразу подъезжают. Приходится бегать от одной к другой, чтобы всех пассажиров подсчитать. Бывает, за раз до 60 человек одновременно в разный транспорт садятся плюс те, кто выходит. Например, на Каменной Горке в часы пик. Тут не только способности к арифметике играют роль, но и скорость реакции. На все про все — считаные секунды...

— Если мало человек, считаю по одному. Много — по два, очень много — по пять, — делится Светлана Васильевна. — Идеальная точность тут не нужна. Можно немного и ошибиться. Но я всегда округляю в пользу пассажиров. А бывает, и в нерабочее время стою на остановке, жду транспорт и ловлю себя на мысли, что продолжаю считать. На автомате.

...Подъезжаем к остановке «Поликлиника № 16». Той, ради которой, собственно, этот автобус и курсирует по окрестным улицам. Выходят сразу 18 человек. В основном старики. Кто с тростью, кто с ходунками. Некоторые едут всего две–три остановки. Но иначе и не добрались бы. Светлана Васильевна в 2015 году уже работала на изучении этого маршрута. Тогда он еще с ДС Карастояновой через площадь Бангалор ходил. Приличный крюк, а пассажиров там не было. Так что трассу маршрута немного скорректировали, сократили.

К нашей беседе присоединяется пожилая пассажирка: говорит, люди давно прозвали этот маршрут «социальным». Беспокоится:

— А что, закрыть собираются?

— Все зависит от результатов изучения, — отвечает Светлана Васильевна. — Мы только считаем, решение не принимаем.

— Ну, вы тогда напишите побольше пассажиров!

Дама выходит, а мы едем на конечную. Техник поясняет: при изучении в салоне автобуса нужна точность, и такие просьбы невыполнимы. Признается:

— Этот маршрут грустный. Там, где больше молодежи ездит, веселее работать. Интересно за ними наблюдать: красивые, одеваются необычно, ведут себя прикольно... Впрочем, пассажиры разные встречаются. В каждой работе свои издержки.

Кстати, работа техников планируется в три смены. Причем дневные изучения бывают крайне редко. Чаще всего — в утренние и вечерние часы пик, в том числе по обращениям граждан. Бывает, возникает необходимость изучить самые первые или последние рейсы на маршруте, чтобы и в это время горожане могли домой добираться без труда. Еще техники обследуют остановочные пункты, фиксируют дефекты, повреждения. Проверяют, чтобы навес был, соответствующие дорожные знаки, информационные таблички, скамейки, мусорные баки... Недоработки фиксируют, в том числе на смартфон. Затем вся информация поступает в общую базу ГУ «Столичный транспорт и связь» и отправляется для реагирования в эксплуатирующие организации города.

А что если плохая погода — холодно, ветер? Светлана Васильевна отвечает: нужно теплее одеваться. Сложно только если и дождь, и снег, и ветер одновременно. В такой ситуации навес не спасает, а работать все равно нужно.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Андрей Илларионов, заместитель директора ГУ «Столичный транспорт и связь»:

— Информация, которую собирают наши техники по изучению пассажиропотока, очень важна для формирования маршрутной сети, составления и корректировки расписания, установления интервалов движения транспорта. На этой работе у нас заняты двое специалистов. Конечно, для целого города маловато. Поэтому в первую очередь направляем их в самые горячие и болезненные точки...

КСТАТИ

Среди наземного общественного транспорта в Минске больше всего перевозок пассажиров выполняют автобусы. В частности, в марте ими было перевезено 23,1 млн человек. Тогда как троллейбусами воспользовались 13,3 млн, а трамваями — 2,5 млн, сообщили в Национальном статистическом комитете.

dekola@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter