Счет в нашу пользу

Хоккейный турнир в цифрах и фактах

Хоккейный турнир в цифрах и фактах

Экономика игры

До начала чемпионата мира по хоккею в Минске многие скептики сомневались в целесообразности его проведения, ведь затраты на его организацию были действительно немалыми: строились гостиницы, ледовые арены, организовывались места отдыха гостей. Однако доходы от проведения мирового первенства превысили даже ожидания организаторов и составили более 14 миллионов евро при планировавшихся 13 миллионах. В следующем году Беларусь примет чемпионат мира по футзалу. Затраты на его проведение будут гораздо меньшими, но все же организация соревнований такого уровня — дело весьма хлопотное. Нужны ли стране такие мероприятия и какой эффект они производят?

Подводя итоги прошедшего чемпионата мира по хоккею, председатель Белорусской федерации хоккея Евгений Ворсин отметил, что на его организацию и проведение было затрачено порядка 8—10 миллионов евро, при том, что по бизнес-плану затраты составляли около 12 миллионов евро. Большую часть использованных средств “потянули” размещение официальных лиц и участников чемпионата, их питание, транспортные расходы, содержание судейского аппарата. Доходы же поступали из многих источников: от продажи билетов, реализации партнерских проектов и, конечно, от гостей хоккейного первенства, которые, к слову, прибыли к нам более чем из 40 стран.

— Масштабные спортивные мероприятия не всегда окупаются сразу. Зато могут приносить хорошую отдачу в будущем, — считает немецкий экономист Михаэль Бекбауэр. Хороший пример — Олимпиада в Лондоне. После того как два года назад здесь прошли игры, было немало шума по поводу финансовых затрат: мероприятие, мол, не окупилось. Но уже в следующем году появилась другая информация: британцы начали “отбивать” вложенные деньги. Осенью минувшего года доход от олимпийских объектов в Лондоне составил 9,9 миллиарда фунтов стерлингов  — это значит, что вернуть деньги англичане смогли менее чем за два года.

В расчете на прибыль

Хоккейный турнир — не первое соревнование мирового уровня, проводимое в Беларуси. В прошлом году страна принимала чемпионат мира по велоспорту на треке. Состязания привлекли в страну 2,3 миллиона евро — это деньги, вырученные от  приема гостей и участников чемпионата, аренды помещений, оборудования, автотранспорта, приобретения билетов и сувенирной продукции, от коммерческой и маркетинговой деятельности Белорусской федерации велоспорта.

— После форума мы провели кропотливый экономический анализ и подсчитали, что на его организации мы заработали больше, чем потратили, — отметил председатель Белорусской федерации велосипедного спорта, председатель Мингорисполкома Николай Ладутько. — Речь идет как о прямых, так и косвенных поступлениях. Вложено было около 1,8 миллиона евро. Экономический эффект от проведения чемпионата мира в целом для страны и ее столицы налицо.

В прошлом году в Минске прошел и чемпионат Европы по боксу. Трибуны во Дворце спорта, рассчитанные более чем на четыре тысячи зрителей, были ежедневно заполнены. Многие болельщики приезжали из России и Украины. Словом, мероприятие было во всех смыслах выгодным. Сейчас Беларуси предложили побороться за право проведения чемпионата мира по боксу в 2016 году.

Также в июне минувшего года Беларусь принимала чемпионат Европы по троеборью среди юношей и девушек. Впервые за последние двадцать лет у нас проводились соревнования такого уровня в данном виде спорта. “В мире пятиборья немногие страны способны проводить такие масштабные форумы, — рассказал заместитель председателя общественного объединения “Белорусская федерация современного пятиборья” Михаил Прокопенко. — У нас есть отличные спортивные базы, в этом году было построено много замечательных отелей — созданы все условия”. Экономический эффект — вопрос более сложный. “Подобные мероприятия довольно затратные, но федерация стремится помимо получения спонсорской поддержки еще и самостоятельно зарабатывать, участвовать в различных бизнес-проектах. Мы стараемся проводить соревнования наиболее эффективно”, — отмечает Михаил Прокопенко. Успех прошлого года позволил Беларуси принять чемпионат Европы по современному пятиборью среди юниоров в нынешнем году.

— Подобные мероприятия носят название “событийный маркетинг”, — отмечает Георгий Гриц. — Они привлекают в страну деньги, а также работают на имидж государства. Еще примеры событийного маркетинга — фестиваль цветов в Голландии, немецкий Октоберфест. Есть страны, которые в межсезонье только и живут за счет этого. Но перед тем как получить прибыль, деньги нужно вложить.

Имиджевый эффект

Туристы, приехавшие в этом году на минский чемпионат, увезли отсюда не только сувениры. Гораздо важнее то, что они здесь увидели. Ведь именно личное восприятие как нельзя лучше влияет на формирование положительного образа не только отдельно взятого города — страны в целом. И, судя по восторженным отзывам хоккейных болельщиков, мнение иностранцев о Беларуси разительно изменится.

— Для масс европейских болельщиков было важно приехать к нам и своими глазами увидеть, что здесь реально происходит, — говорит директор Центра по проблемам европейской интеграции Юрий Шевцов. — Поскольку болельщики мобильные люди, которые перемещаются по городам и странам, им есть с чем сравнивать. Я убежден, что те условия, которые были созданы для них в Минске, положительно скажутся на имидже нашей страны.

На чемпионате мира по хоккею в Минске работали и иностранные журналисты, которых было аккредитовано более тысячи. В их материалах нашли отражение не только хоккейные баталии.

— Западный журналистский мир, насколько я могу судить по тем публикациям, что выходили во время чемпионата мира по хоккею, реагировал на Беларусь позитивно, — продолжает Юрий Шевцов. —  Более того, за время его проведения я не помню ни одной резкой статьи антибелорусской направленности, которые в иностранных СМИ появляются нередко. Поэтому можно говорить о том, что цель, поставленная перед организаторами мирового первенства, достигнута — позитивное изменение восприятия Беларуси в Европе произошло.

У каждой страны есть свой способ формирования имиджа. Одни для этого выбирают искусственные методы — снимают ролики о стране и транслируют их на телеканалах, в интернете, другие проводят спортивные, культурные и другие массовые мероприятия, которые позволяют тысячам людей увидеть всю прелесть места их проведения вживую.

— За 23 года существования суверенной Беларуси у нас появились свои методы создания необходимого нам имиджа. И во многом они похожи на те, что используют другие страны, но есть и отличия, — поясняет Юрий Шевцов. — У нас во многом особая система ценностей, отличающаяся от систем, господствующих в других странах. Эти ценности сложно довести до общества соседних стран, поэтому наш метод создания нужного имиджа — прямой выход на широкие слои населения. И все, кто к нам приезжает, отмечают, что у нас низкий уровень преступности, чистые города и дороги, ухоженные возделанные поля. И эти впечатления позитивно сказываются на восприятии страны.

В следующем году сразу в двух белорусских городах, Минске и Бресте, пройдет еще один международный турнир — чемпионат мира по футзалу. Затраты на его проведение будут в разы меньшими, чем при организации хоккейного первенства. В страну вновь хлынут толпы туристов. И если в чемпионате мира по хоккею участвовали в большинстве своем европейцы и североамериканцы, на первенстве по футзалу география участников и болельщиков изменится — к нам приедут латиноамериканцы. Шаг за шагом Беларусь выходит на мировую спортивную арену, доказывая, что и нам под силу проводить лучшие в истории турниры и чемпионаты, завоевывая любовь болельщиков. Возможно, вскоре этот путь станет еще одной изюминкой имиджа нашей страны.

Валерия ГАВРУШЕВА, Татьяна ПАСТУШЕНКО
past@ng.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter