Счастье живет на улице Цветочной

Пятилетняя малышка, обхватив ручонками Ирину, зашлась в плаче.
Пятилетняя малышка, обхватив ручонками Ирину, зашлась в плаче. Но почувствовав нежное прикосновение женщины, услышав ее тихие, успокаивающие слова, расслабилась и... описалась. В соседней комнате в пьяном угаре бесновались ее родители: "Не заберете!

Не отдадим!"

Прежде чем отправить малютку в детский дом, ее обследовали врачи. Крохотная, худенькая, с огромными заплаканными глазами и наголо выбритой головой (у нее обнаружили педикулез) девочка выглядела до невозможности беззащитной и несчастной. Всю неблизкую дорогу до интерната она не слезала с Ириных колен, крепко прижималась к женской груди, а по ее щекам беззвучно катились крупные слезинки...

...Подобных сцен на долю 33-летней Ирины Михалевой за два года работы в органах опеки и попечительства Дзержинского районо выпало немало. По 70 мальчишек и девчонок из района ежегодно направляли в детские дома и интернаты. Казенные стены, забота и уход государства оказывались для них надежнее, уютнее и ласковее, чем грязь родного дома, пьяное безразличие деградировавших родителей. Каждодневные слезы, угрозы, обвинения, тягостные процессы оформления детей в детские дома были таким контрастом благополучной семейной жизни Ирины, что она не выдержала - ушла с работы. Но ушла не просто так.

Мысли о том, чтобы оформить опекунство над одной из обездоленных девочек (чтобы была сестричка у подрастающего сынишки Ильи), возникали у Ирины уже давно. О своем решении она даже сообщила мужу. Вячеслав поначалу беззлобно отмахивался: "Сначала своего сына вырасти..." Остановиться, одуматься советовали и родители, друзья и близкие Ирины, мол, зачем взваливаешь на себя такой груз, ведь неизвестно, чем потом эта доброта обернется. Но все решила история с 5-летней девчушкой, косвенным свидетелем которой стал Вячеслав. Михалевы взяли на воспитание сразу... четверых ребят: двух мальчиков и двух девочек. С Катей и Сергеем (родными сестрой и братом), Ниной и Лешей (тоже сестрой и братом) Ирина познакомилась во время работы в районо. Банальная и одновременно жуткая история объединяет всех четверых: их мам и пап лишили родительских прав, и малыши оказались в интернатах. Взять их на воспитание отказались старшие братья и сестры, дедушки и бабушки. Зато спустя годы взяла под опеку одна внешне приличная и радушная семья. Правда, детьми по большей части занимались не новоиспеченные родители, а работники все тех же органов опеки и попечительства. Именно поэтому малыши рисковали в очередной раз лишиться какой-никакой, но семьи - опекуны так и не стали для них мамой и папой, а дом, в котором они жили, - родным.

...За большим обеденным столом два свободных места: Нина - на занятиях в школьном кружке, папа, несмотря на то что день субботний, - на работе. Пятеро детишек дружно прихлебывают чай, озорно исподлобья поглядывая на незнакомую тетю. Сама не могу сдержать улыбку и точно знаю, скажи я сейчас хоть что-нибудь - эта развеселая, дружная компания взорвется от хохота. Так и есть.

- Девчонок своих не обижаете? За косички не дергаете? - спрашиваю, как мне кажется, вполне серьезно.

- Нет, - хором отвечают мальчики и смеются громко, беззаботно, закидывая головы назад. - Мы их любим.

- Маме, папе друг на дружку не ябедничаете?

От звонкого смеха ребята уже не могут говорить, лишь отрицательно качают головами. Смотрю на них, на спокойную, улыбающуюся Ирину и чувствую, словно открываются закрытые до этого глаза. Детский дом семейного типа? Нет, семья. Большая, дружная, счастливая семья.

Теперешнее невозмутимое, безмятежное счастье Михалевых, прописавшееся в их просторном светлом доме, еще два с небольшим года назад казалось практически невозможным. Четверо приемышей сразу стали называть Ирину и Вячеслава мамой и папой. Но 8-летний Илья долго и ни в какую не хотел мириться с тем, что игрушки, сладости, подарки, а главное, безграничную любовь своих родителей ему придется теперь делить с новыми братьями и сестрами. Особенно отказывался входить в контакт с Сережей - целый месяц изо дня в день мальчишки награждали друг друга синяками. Но потом в семье появился Саша, судьба которого, сложная и не похожая на остальные, заставила примириться и сплотиться между собой всех ребят.

Саша родился в соседнем с Дзержинском Фаниполе. Спустя какое-то время родители развелись. Старший сын Гена остался с отцом, а младший Саша - с мамой. Еще до того как отца лишили родительских прав, Гену оформили в интернат, позже - в спецшколу. Подросток медленно, но верно шел по стопам далеко не образцового родителя. Саше жилось не в пример лучше. Мама заботилась о сыне. До тех пор, пока не произошел нелепый, оттого и ужасный несчастный случай, после которого Саша в одночасье лишился матери... Сначала мальчика взяла к себе родная тетя, но, подумав, решила, что вырастить его не сможет и... стала оформлять документы в интернат. Тут-то работники районо и предложили Михалевым взять ребенка к себе.

Труднее всего для Ирины было доказать Саше, что попал он не в детдом, а в обычную семью, где нет жестких расписаний и режимов. Слова не всегда помогали - мальчик мог часами стоять у окна и тихо плакать. Но когда пришла весна, Вячеслав задумал построить сарай для живности. Саша заинтересовался строительством, не отходил от Вячеслава ни на шаг, сутками сидел возле него, пел песни, рассказывал стихи - "это, чтоб папе скучно не было". Вспоминая то время, Ирина говорит, что сарай построили двое - отец и сын. А потом обнаружился еще один общий интерес - футбол. Саша с раннего детства увлекался этой игрой, знал наперечет всех известных футболистов мира, а Вячеславу просто понравилось гонять мяч во дворе со своими мальчишками.

- Я смотрю на наших детей и не могу поверить, что мы когда-то были абсолютно чужими, незнакомыми людьми, - вспоминает Ирина. - Спустя два года все они стали частью меня самой. Ведь столько вместе пережито, выстрадано. Мы взяли ребятишек совсем запущенными. 9-летняя Катюша, 10-летние Нина и Сергей, 11-летний Лешка практически не умели читать и писать, таблицы умножения не знали вообще. Прежние опекуны детей выхлопотали мальчикам справки о задержке психического развития, поэтому учителя со спокойной душой ставили им "тройки" и переводили в следующий класс. Для девочек же не раз специально собирали педсоветы, чтобы решить вопрос с теми же "тройками". Лишь 10-летний Саша по окончании учебного года имел только одну удовлетворительную отметку. Зато прошлый учебный год дети закончили всего с несколькими "троечками", но и их мы скоро исправим. А Сашка по итогам получил три "четверки", остальные - "пятерки"! Мы с мужем считаем это своей победой, ведь все наши проблемы в семье были из-за учебы.

Детей Михалевых хвалят в школе не только за успехи на уроках. Они очень общительные, любознательные, вежливые, с ярко выраженным стремлением к лидерству. Катя - командир в классе. Саша - негласный лидер, мнения которого спрашивают и придерживаются. Ходить на родительские собрания для Михалевых - одно удовольствие: учителя искренне и щедро хвалят их детей.

- Помогают ли по дому? - переспрашивает Ирина. - А как же! Полы подмести-помыть могут, покормить кроликов, кур, картошку почистить, отварить, яичницу приготовить... А вы не представляете, какие пироги пекут Саша с Ильей - пальчики оближешь!

- ?

- Подсмотрели, как я это делаю, а потом: "Мама, дай и мы попробуем". Вот теперь и пекут через день...

Все в семье Михалевых, как у всех, - жизнь от зарплаты до зарплаты, мелкие ссоры и обиды, которые, впрочем, быстро забываются, свои радости и печали. Разве что настоящих, верных друзей у семьи гораздо больше, чем у остальных. Таких друзей, которых о помощи просить не надо - они ее сами в нужный момент предлагают. Благоустроенный коттедж в желто-синих тонах, который больше походит на сказочный замок, Михалевым и их детям предоставил в пользование Белорусский детский фонд совместно с британской благотворительной организацией "Надежда и дома - детям". Представители обеих организаций - частые и всегда желанные гости в этом доме. Катя, Нина, Сережа и Леша ежегодно с 4-летнего возраста на все лето уезжают отдохнуть в Италию.

- Дома все-таки лучше, веселее, - замечает маленькая Катя, когда я спрашиваю про заграничные поездки.

Не очень давно у Михалевых появился свой микроавтобус - еще один подарок Белорусского детского фонда. Теперь ребятишки не могут дождаться лета, чтобы, как и в прежние годы, выбраться большой компанией на природу: в лес, на озеро. К тому же давно зазывают в гости в Рогачевский район бабушки и дедушки - успели соскучиться после последней встречи. Дни рождения мамы и папы, шестерых детей распределены в году практически равномерно. А если учесть все государственные и религиозные праздники, то в доме Михалевых на улице с красивым названием Цветочная праздник длится круглый год.

- Я люблю своих детей и, что бы ни случилось в жизни, буду любить их всегда, - призналась мне на прощание Ирина. - Но прежде мы с мужем сделаем все возможное, чтобы в будущем могли ими только гордиться. И я уверена, у нас это получится.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter