Семейные ценности укрепляют государство

Счастье в качественном измерении

Демографические проблемы сегодня волнуют многие страны. Как увеличить рождаемость? Когда карьерное продвижение не мешает растить детей? В чем опасность некоторых общественных стереотипов? Об этом и многом другом в беседе с кандидатом экономических наук руководителем Центра человеческого развития и демографии Анастасией Бобровой.

Социальный портрет

— Как изменилась современная белорусская семья?

— Пары стали вступать в брак позже. Это влияет на то, что рождение ребенка откладывается. Также высок уровень разводов. Во время переписи задавался вопрос и о том, планируют ли женщины иметь детей. «Да» ответили 30,8 % представительниц прекрасного пола 18—49 лет. Значительная часть из них находится в активном репродуктивном возрасте — 20—34 года.

— От чего зависит желание иметь детей? 

— Здесь важна роль обоих партнеров. Для будущей матери большое значение играют, что называется, прочные отношения. И если их нет, то риск того, что детей не будет, выше. И чем дольше длится этот период, тем меньше возможностей забеременеть. Плюс здоровье. И хотя об этом не так много говорят, но проблем, приводящих к потере репродуктивной функции, у обоих полов достаточно.

Мы видим, что рожают ближе к 30, следовательно, к этому моменту женщина уже добилась определенных успехов. Отпуск по уходу за ребенком до 3 лет подразумевает потерю прежнего уровня дохода. И есть некоторый страх, что могут возникнуть сложности на работе. В данной ситуации многое зависит от работодателя. 

Нужно сказать и о росте требований к женщине в современном обществе: представительница прекрасной половины человечества должна быть идеальной матерью, хозяйкой, сотрудником и так далее. 

В результате без влияния других благоприятных условий семья откладывает рождение ребенка.

Меры дали результат

— Мы были первой страной на постсоветском пространстве, которая на государственном уровне принялась решать проблемы, связанные со старением населения и снижением рождаемости. Сейчас существует довольно много мер поддержки семьи. Это и пособия, и семейный капитал, и трехлетний отпуск по уходу за ребенком, не говоря уже о бесплатной медицине и образовании. 

— Мы создали благоприятные условия для того, чтобы рождались дети. В частности, ввели семейный капитал. И это дает результат. Вдвое больше стало многодетных семей. Но, как и все в жизни, данный вид поддержки требует дальнейшего совершенствования. Для городских женщин немаловажным является сохранить себя и в профессии. Предусмотрена возможность отдать ребенка в садик и выйти раньше на работу, но тогда 50 % пособия урезается... Всегда ли это справедливо?

Есть страны, которые оценивают ежемесячное пособие относительно заработной платы женщины. И тогда выигрывают те, у кого она выше. И соответственно проигрывают те, кто учится или не работает. У нас же пособия привязаны к средней зарплате по стране. При этом бывает, что размер пособия превышает зарплату женщины, тогда ей невыгодно выходить на работу раньше. 

Также необходимо и дальше пропагандировать семейные ценности, родительство. Быть мамой — это здорово! Быть папой — круто! Родитель и родительство — вот что должно стать еще более модным и привлекательным, а может, даже престижным. К тому же надо расширять консультационные меры по поддержке женщин, мужчин, детей. Когда речь идет о стимулирующих мерах, надо понимать, насколько люди мотивированы, чтобы повысить эффективность того, что делается для них. В любом случае о себе надо в первую очередь заботиться самому. Это бонус, когда государство помогает, но во многом нужно рассчитывать на себя. 

— Какая зависимость между уровнем жизни и рождаемостью? 

— Приведу пример. Сингапур — страна очень развитая с высокими доходами населения и большой поддержкой семей. Но рождаемость у них низкая, на женщину приходится 0,9 ребенка. Хотя уже в странах с высокими доходами нет прямой зависимости между ростом доходов и рождаемостью. Есть тенденции к росту рождаемости у высокообразованных женщин и пр. Это заставляет пересматривать демографические теории.

Мы правильно поступаем, когда один из акцентов делаем на сокращении смертности. Это также позволяет решать демографическую проблему. И еще. Что касается общественного сознания, здесь надо активнее переходить от цифр к качественным характеристикам. Ведь то, как живет семья, не менее, а может, даже более важно, чем любые количественные показатели. И главное, что мы многое уже сделали на этом пути. Необходимо дальше двигаться в выбранном направлении.

Масштабное переселение

— Какие глобальные демографические тенденции прослеживаются в мире? 

— Нас в прошлом году стало 8 миллиардов. Численность населения в мире растет. Но растет за счет стран Африки, также Индии, Индонезии. И половина людей к 2050-му будет приходиться именно на них. А молодежь из этих стран будет приезжать и работать в ту же Европу и на новом месте создавать семьи и рожать. В результате этнический состав населения сильно изменится. И естественно, это будет оказывать влияние на политику.

Один дома

— У нас есть такая категория граждан, кто живет один. С чем это связано?

— В 2009 году перепись показала, что таких в стране миллион. За десять лет цифра выросла до 1,6 миллиона. Прирост значительный, и это проблема, которая требует глубокой проработки. Причем отмечу, что одинокими считаются лишь те, кто самостоятельно ведет свое домохозяйство. Впрочем, все это характерно для многих стран. В Китае полно так называемых маленьких императоров. Как правило, это единственные дети в семье, которых воспитывали бабушки, дедушки, в то время как родители постоянно работали и оплачивали все прихоти ребенка. Вырастая, такие дети хотят жить для себя, и забота о ком-то для них лишний груз.

В ТЕМУ

♦ По данным за 2021 год, в Африке проживает 74 % всех людей в возрасте до 35 лет и только 3 % старше 65 лет.

♦ В Европе увеличивается количество людей, кому больше 65. Таких почти четверть. Численность населения ЕС сегодня растет благодаря миллионам мигрантов.

♦ Пандемия коронавируса снизила рождаемость во всех странах Европы, больше всего это сказалось на Италии, Португалии и других государствах на юге ЕС, где падение составило примерно 6—9 %.

♦ В период с 2000 по 2020 год численность городского населения мира увеличилась более чем на 50 %, составив в 2020-м 4,4 миллиарда человек. Африка — единственный регион мира, где уровень урбанизации менее 50 %. В 2050 году городское население вырастет на 59 % и будет составлять почти 70 % жителей планеты. К этому году их численность достигнет почти 6,7 миллиарда человек по сравнению с 4,2 миллиарда сегодня.

yankovich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter