Источник: Знамя юности
Знамя юности

«Без нитки с иголкой себя не представляю». Посмотрите, какие куклы шьет многодетная мама из Бобруйска

Счастье своими руками

У частного дома семьи Чалапан на Полесской улице в Бобруйске чистота и уют: аккуратные грядки, парники, цветники. Супруги Олеся и Александр купили его, когда в семье было двое ребятишек. После судьба подарила еще троих. Чтобы обеспечить всех витаминами, в этом году многодетная мама обзавелась огородом: на сотках свекрови Тамары Николаевны, живущей по соседству, посадила картофель, морковь, свеклу. Говорит, время на сельхозработы появилось, когда отдала младших – двухлетних двойняшек Иру и Юлю – в детский сад. А вот на любимое хобби, шитье кукол, днем времени нет. Впрочем, Олеся нашла выход: крутит швейную машинку по ночам.

Олеся Чалапан с дочками Дашей, Юлей и Ирой

Ни дня без строчки

У семьи Чалапан – сын и четыре дочк­и. Потому Олесино хобби никого из ее близких не удивляет, дескать, что ей еще мастерить, как не кукол! Сама же рукодельница признается, что страсть к шитью у нее с детства:

– Лет в семь делала кукольные домики. Хоть и были они из картона, выглядели вполне прилично. Подросла – стала клепать из дерева кукольную мебель. Таскала у отца гвоздики с большими шляпками, такими раньше входные дерматиновые двери обивали. Он поначалу шумел, а когда увидел мой первый угловой диванчик, успокоился, похвалил даже.

С шитьем Олеся и после школы не рассталась. Пошла работать на обув­ную фабрику, оттуда сборщиком обу­ви на ЗАО «Легпромразвитие»:

– Доросла до пятого разряда, потом ушла в декреты, которые плавно переходили один в другой. На предприятии, к слову, осталось немало моих близких: сестра Алена с мужем, брат Сергей с женой. А поскольку я без нитки с иголкой себя не представляю, в отпуске по уходу за детьми занялась художественным ремеслом: начала с фотоальбомов ручной работы, лет шесть назад переключилась на текстильных кукол.

Не просто куклы – модницы

Кукол в авторской коллекции более 30. На изготовление одной очаровашки уходит несколько недель, признается мастер:

– Не могу себе позволить сесть за машинку и полностью посвятить себя этому процессу. Дети «помогают»: то детали растащат, то начнут на педаль нажимать. Поэтому в основном работать приходится по ночам, когда мои «подмастерья» уже сопят. К тому же, как правило, одновременно берусь за изготовление сразу нескольких кукол. А процесс непростой. Я самоучка, самым сложным для меня оказалось поставить лялек на ноги. Мои первые тряпичные девочки то получались врастопырку, а то и вовсе отказывались стоять. Приходилось перешивать раз по десять, пока не сообразила, что секрет в правильном распределении наполнителя.

Нынешние ляльки выглядят мило и по-домашнему уютно. С шикарными волосами, в красивых крохотных башмачках, платьицах, костюмах, шляпках. Образы и наряды Олеся придумывает сама, ткань закупает в Могилеве, Минске и Китае. Игрушечных модниц дарит сестрам, друзьям. И хотя они больше предназначены для украшения интерьера, детям не возбраняется играть с мамиными куклами.

У каждого свой характер

Александр и Олеся Чалапан большую семью хотели всегда. Олеся вспоминает:


– У моих родителей пятеро детей, я старшая. Брату Сереже несколько месяцев от роду было, когда серьезно заболела одна из моих сестренок. Мама и папа в течение года по больницам с ней мотались, к счастью, выходили. А я, по сути, лет в 11 стала многодетной мамой: была в ответе за младших. Но раннее взросление не отбило у меня желания в будущем иметь много детей.

Старшему сыну Никите 19 лет, он студент Гомельского медуниверситета, в будущем видит себя хирургом. 16-летняя дочь Катя учится в Бобруйске на техника-технолога. Пятилетняя Даша, как и старшая сестра, увлекается танцами. Младших – двойняшек Юлю и Иру – в семье называют маленькими принцессами. Мама рассказывает:

– Юля очень серьезная. Ириша тоже, хотя она мягче, ласковее. Дети очень разные, у каждого свой характер. Никита коммуникабельный, контактный, Катя самодостаточная, упрямая, мечтает в будущем открыть свой салон красоты, ей нравится делать маникюр, пока тренируется на нас. Даша – настоящая пацанка, с мужем шутим: удалась такая, потому что мы мальчишку ждали.

И про мечты

Глава большой семьи трудится бетонщиком на Бобруйском заводе биотехнологий. С детьми Олесе помогает свекровь:

– Всем бы девчатам так повезло, как мне с Тамарой Николаевной: она их и накормит, и спать в обед уложит. Моя мама Елена Павловна тоже на подхвате, но в основном в выходные, поскольку еще работает.

На работу после декретного отпуска планирует выйти и удостоенная ордена Матери Олеся. А пока сама себя задействовала на сельхозработах:


– Моя семья обожает компоты и соленые огурцы. До этого я корнишонов литров 50 закатывала, ни одна литровая баночка до Нового года не достояла. В этом году решила обзавестись большим огородом. Купили морозильную камеру, ягодами – вишней, смородиной – заполнили все восемь секций. Салаты, разносолы закатываю уже в трехлитровые емкости. В большой семье все разойдется.

На материальные трудности Чалапан не сетуют, уверяют, что, как многодетная семья, ощущают поддержку государства. Когда малышей у них было трое, построили однокомнатную квартиру в Бобруйске. Часть семейного капитала направили на обу­чение старшего сына. О чем мечтает многодетная мама? Поставить на ноги не только кукол, но и пятерых детей, а также реализоваться в творчестве. Авторские игрушки она подумывает мастерить не только для себя, но и на продажу. Кто знает, может однажды появится в Бобруйске и модный бренд одежды «Чалапан» – Олеся недавно начала шить для близких спортивную одежду. Получается красиво.

kislyak@sb.by,  

фото из архива семьи Чалапан
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter